Сибирские огни № 08 - 1979
мы часто репетировали (как и вахтанговцы) до двух часов ночи. Спектакли шли еже дневно: четыре раза в неделю вахтангов- цев, три — наши. В воскресенье ставили по три спектакля поочередно — то вахтангов цы, то мы. Театр в войну хорошо посещался зрите лями. Билеты стоили дешево — дешевле, чем спички. В театр шли и обогреться — там было тепло, светло. Вахтанговцы поначалу отнеслись к нам иронически, особенно к нашей манере гримироваться. С их точки зрения, мы бы ли пропахшие нафталином: и резкий грим, и склонность к эффектности, к демон страции себя, нарушение чувства меры в спектакле — все это им претило. Сейчас я думаю, что Омским театром плохо исполь зовалось то, что здесь были вахтанговцы (лишь один Б. Е. Захава поставил спектакль с нашими актерами, а ведь кроме него сюда приехали такие интересные режиссе ры, как А. Д . Дикий, Н. П. Охлопков). Иное дело, что общение с вахтанговскими ре жиссерами и актерами все-таки повлияло на омскую труппу. Влияние это было очень тонким, но несомненно, что, бывая на репетициях у вахтанговцев, мы постепенно понимали свои недостатки и плюсы театра имени Вахтангова. Моим богом стал А. Д . Дикий. Помню, он репетировал Горлова во «Фронте» Корнейчука. Я, будучи очень занят, загля нул в зал, остановился на одной ноге, потом поставил другую , прошел в глубь зала и простоял там полтора часа. Все, что бы ни делал Дикий, мне каза лось великолепным. Помню: в спектакле «Перед заходом солнца» (Гауптман) Ман сурова кладет ему руку на голову, а он говорит просто: «Я хочу в Швейцарию»,— и у меня фонтан из глаз. В Омском театре при Самборской счита лось неприличным на репетициях за сто лом сразу давать интонации действующего лица — надо «сделать разведку», подумать. Если артист соблюдает это неписаное правило — он хорошего тона. Я считал такое поведение для себя обязательным, но внутренне наполнен был гораздо рань ше, чем приступали к настоящей работе, и две-три недели носил в себе уже подго товленное, что потом очень мешало. А Дикого никогда в застольный период не связывали приличия. Если ему хотелось говорить так, как говорит его герой, он говорил, если хотелось встать, он вставал. Помню, Дикий ставил спектакль «Олеко Дундич». В рисунке, заданном им, должны были пройти по авансцене актрисы, у них не получалось, и они стали оправдываться. Дикий коснулся пальцами груди и сказал: ^Девушки, если здесь ничего нет, никакая Захава не поможет». От актера Дикий, Охлопков, Захава всегда добивались внутренней наполнен ности. Помню, на роль Свердлова Охлоп ков вводил Абрикосова, у того что-то не ладилось, я думал: зачем режиссер наста ивает на своем, ведь можно сделать иначе. Но Охлопков вышел и исполнил то, что требовал от Абрикосова, с огромной убе дительностью. (Иногда сейчас на репети циях, когда режиссер предлагает рисунок и мне кажется, что его предложение спорно, я все же вызываю в себе спортив ное чувство: смогу пи эту «чушь» напол нить внутренне — и делаю, и вдруг возни кает логика, необходимый смысл.) В феврале сорок второго года для твор ческих работников Омского театра были введены занятия по повышению квалифи кации. Пластику преподавала актриса вах танговского театра К. И. Плотникова, а ма стерство актера — И. С. Плотников. Он очень интересно вел занятия, объясняя, показывая, что такое общение, внимание. Постоянная атмосфера дружелюбия, кото рую он искусно поддерживал, всем по могала. Следствием сближения двух коллективов явилось приглашение Б. Е. Захавы на по становку спектакля омичей «Нашествие» Леонова. Трудная, самобытная стилистика Леонова привлекала и несколько страшила нас, а встреча с Захавой — ближайшим уче ником Вахтангова — и радовала, и волнова ла. Начались репетиции. Захава скрупулез но и упорно направлял нас на воспитание в себе логики действующего лица, помогал бороться с въевшимися штампами. От ак теров, играющих советских людей, он тре бовал жизненного правдоподобия, естест венности, правды; от группы, исполняющей роли фашистов, врагов,— гротесковых при емов. Очень хороша была сцена прихода го стей на новоселье к Фаюнину. При подго товке к ней выполнялся огромный объем работы. Каждый «гость» писал автобиогра фию. До мелочей продумывались грим, костюмы. Сцена решалась как нашествие оживших мертвецов. Что ни лицо здесь было, то история: пропахшие нафталином дамы, вытащившие древние «шикар ные» платья, мужчины в моноклях и с трос тями. Фаюнина играли два актера — Колобов и Суханов. Суханов хорошо играл, но тот, кто видел Л. Н. Колобова в роли Фаюнина, не сможет никогда забыть его исполнения. Леонид Николаевич в сорок втором году был уже физически немощным, старым, сла бым человеком. Он плохо слышал, плохо запоминал текст. Но в нем «сидела» уди вительная органика. У Колобова часто на репетициях и спектаклях были озабочен ные старые глаза: «А дальше-то что? Что дальше говорить?» — но этого зритель не видел. В спектакле, например, была сцена: Фаю- нин, проверяя Демидьевну, не хочет ли она его отравить, заставляет ее пожевать мя со, но сам, не выдержав, тоже берет кусочек. Колобов должен проговорить текст: «Ай-ай, ровно бы горчит маненько, а? Пригаринка, видно...» Вот эту-то «при- гаринку» Леонид Николаевич и забывал, и поэтому, взяв в рот кусочек «телятины», долго-долго играл, что мясо горчит. Коло бов морщился, лицо выражало страда ние— оттого, что забыл слово. Но никто не мог догадаться о причине его муче ний— лишь видно было, как опасается
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2