Сибирские огни № 08 - 1979
зывалб раздражения, в театральном обще житии на улице 10-летия Октября сделали верхние нары, как в вагоне. Появилась мо да, вызванная войной,— люди ходили в шубах, подвязанных ремнями, в валенках. В войну жили совсем иным ритмом, чем в мирное время,— много напряженнее и собраннее. Между репетициями и спектак лями обслуживали воинские площадки, гос питали. Тяжелораненые были всегда жадны до смешного, хотя трогали их и драмати ческие сцены; но пользу, думаю, приноси ло больше всего смешное. Играли и в па латах, среди больных, между коек, и в за л е — везде, куда можно было прийти. * Война привела в Омск многих "хороших актеров. С харьковским театром приехал народный артист Украинской ССР Л. Н. Колобов. Харьковчане проезжали в Улан- Удэ, а он остался в Омске, так как был очень слаб. Из театра Сатиры попал к нам A. В. Ячницкий, очень тонкий и смешной актер (играл Хозяина в спектакле «Ночь ошибок» Кальдерона, фильку-анархиста в «Интервенции» Славина, профессора-хи рурга Черных в «Славе» Гусева, маркиза де ла Тремуйль во «Фландрии» Сарду). Из театра имени Революции приехал со циально-характерный актер Б. Н. Котля- ревский. Стали работать в Омском театре С. В. Лукьянов (потом он уехал с театром имени Вахтангова, а из него ушел во МХАТ), К. С. Вахтеров, актер романтиче ского плана, игравший у нас Уриэля Акосту в паре с В. Э. Спроге (после войны Вах теров стал актером театра имени Пушкина, потом Литературного театра). В труппе Омского драматического в военные годы было много интересных ин дивидуальностей. Я не могу, конечно, ут верждать, что уровень профессионального мастерства омских актеров тех лет сейчас бы меня обязательно удовлетворил. Ведь в театре особенно остро чувствуется, как меняется жизнь и ее требования, а в ре зультате изменяется и актер — возникают новые оценки игры, да и сам понимаешь, что то, что сыграно раньше и казалось удачным (я имею в виду и свои роли), сей час игралось бы совсем по-иному. И все же Л. С. Самборская, П. С. Некра сов, Н. Н. Колесников, А. А. Суханов, М. Н. Потоцкий, В. С. Кряжева, Л. А. Матези, B. Э. Спроге, Е. Н. Кузнецова, Д . К. Козлов ский, М. И. Семена, М. М. Иловайский, Т. И. Найденова, О. В. Шевенкова — актеры разных поколений и разных индивидуаль ностей— меня в те годы и радовали, и удивляли, а многие их работы и сегодня остались в памяти. Л. С. Самборская, директор, главный ре жиссер нашего театра 1941— 1947 годов, как режиссер меня не удивляла, но удив ляла как актриса и как организатор. Талант ей был отпущен природой, талант большой и яркий. Самборская была очень сочной, достоверной, озорной актрисой. С ней лю били играть в одном спектакле (я играл с ней в спектаклях «Без вины виноватые» и «Ревизор»). Она всей душой принимала внезапные трактовки, возникающие у акте ра на сцене, тут же подхватывала предло женное и развивала его. В «Стакане воды» Скриба, играя Мальборо, она передавала и властное обаяние своей героини, и интриганство, и тоску по настоящему чув ству, и изворотливость ума. Ее Белла в «Глубоких корнях» была полна драматиз ма, мадам Ксидиас в «Интервенции» не только комедийно забавна, но и опасна. Самборская играла много и разно: город ничиху в «Ревизоре», Кручинину в «Без вины виноватые», Мамаеву в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты», Ма рию Эстераг в «Фландрии»... Лина Семеновна в жизни отличалась не посредственностью и естественностью — с открытой душой шла ко всем людям. Была блестящим организатором. Для театра уме ла многое достать, выклянчить, пользуясь обаянием женщины и актерскими навыка ми. Могла расплакаться перед секретарем обкома или горкома партии — и тот1сда вался: отказать было невозможно. Отказать в чем-то Самборской не могли и актеры: заботясь о них, Лина Семеновна добива лась нужного ей, вернее, театру, ответного шага и с их стороны. Помню случай, когда перед спектаклем я заболел, и Самбор ская приехала ко мне на лошадях, завезла в аптеку — и я, конечно, в тот вечер играл в спектакле. Самборская, видимо, боялась конкурен ции других режиссеров — спектакли ста вились только ею и ее мужем режиссером Н. А. Шевелевым, которого она очень лю била. Шевелев — человек иного склада, чем Самборская,— более скрытный и не простой. Но спектакли, поставленные Ше велевым, были -умнее, логичнее, тоньше. Репетируя с актером, Самборская шла от своего «я» — ее режиссура чисто актер ская. Она постоянно пользовалась приемом показа, на что имела право, как актриса талантливейшая. Для спектаклей Самбор ской были характерны яркие костюмы, сочные тона в оформлении. Костюмам она уделяла огромное внимание. Например, героя-любовника одевали всегда лучше всех, от актера этого амплуа требовался особый лоск (хотя порою нарушалась жизненная правда, ибо не учитывалось социальное положение действующего ли ца пьесы). Я помню, как играл шофера в спектакле «Победитель» и меня одели «с иголочки», потому что шофер я был у от ветственного лица. В ноябре сорок первого в Омск эвакуи ровался театр имени Вахтангова (тогда в Омскую область приехали многие коллек тивы, например, Сталинградский театр опе ретты, Украинский театр имени Заньковец- кой). Сразу же из здания драматического театра в другое помещение переселились областной отдел искусств, главная репер туарная комиссия, обком союза работни ков искусств, центральная театральная кас са. Освобожденное место предоставили вахтанговцам. В небольшом здании театра, конечно же, было тесновато для работы двух трупп, так что руководителям обоих коллективов приходилось немало ломать голову, составляя график репетиций, чтобы обеспечить четкость в работе. Впрочем,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2