Сибирские огни № 08 - 1979

искусства Алексей Теплое от истоков... Тридцатые — сороковые... Договор, подписанный Торским, новое руководство театром не приняло во вни­ мание, и я уехал в Калужский драматический театр, куда назначили главным режис­ сером Любарского (одно время он рабо­ тал в Омском театре очередным режис­ сером). Три года в Калужском театре тоже сло­ жились интересно. Играл Добчинского в «Ревизоре» Гоголя, Трубача в горьковском «Егоре Булычеве», Киселя в спектакле «Много шума из ничего» Шекспира и чув­ ствовал, что становлюсь в труппе более значимым. Сквозных ведущих ролей не играл, но были роли, заметные и очень важные для спектакля. Когда Любарский уехал из Калуги в Тулу, я заскучал по Ом­ ску, переговорил с Д . О. Козловским, ис­ полнявшим в 1940-е годы обязанности главного режиссера Омского театра, и вернулся в свой город. В театре режиссу­ ра была новая, почти вся труппа — тоже. Сказать, что в это время Омский драмати­ ческий был очень интересным и постоян­ ным коллективом, не могу: частая смена художественного руководства всегда за­ трудняет работу театра, а именно так и случилось у нас после ухода Торского. Но спектакли интересные, этапные для жизни Омского драматического, были. Сразу после приезда из Калуги я увидел два спектакля с Н. Н. Колесниковым, иг­ равшим роль В. И. Ленина в «Кремлевских курантах» Н. Погодина и в пьесе А. Капле- ра и Т. Златогоровой «Ленин в 1918 году». Колесников очень походил на В. И. Ленина и почти не пользовался гримом, наклеивая только бородку и усы. Работа Колесникова была интересной: он создавал характер очень человечный, обаятельный, искрен­ ний, добрый. Из Омска уехал артист Яковлев, играв­ ший Киселя в спектакле «Много шума из ничего», и меня ввели на эту роль. П. С. Некрасов играл Клюкву. П. С. Некрасов, как актер, мне очень нравился — непо­ средственностью, стремлением к импрови­ зации, чувством юмора. Первый раз я уви­ дел его в 1935 году в спектакле «Аристо­ краты», поставленном Торским. Некрасов очень смешно играл Попа, с заплетенной косичкой, гнусавого, тоненько говорящего. Некрасов был намного старше, чем я, но в спектакле «Много шума из ничего» мой Кисель выглядел значительно старше, чем Клюква, еле передвигал ноги, и когда мы появились, долго обыгрывая ходьбу этой пары, в зале очень сильно смеялись, а помощник режиссера Ё. А . Зубарев шеп­ тал из-за кулис: «Да начинайте же спек­ такль». Петр Сергеевич начинал: «Да ты не торопись, не торопись...» Помню еще момент: мы падали и потом искали друг друга, я лежал на спине и загребал но­ гой. Двадцать с лишним лет спустя здесь же, в Омском театре, я играл Клюкву. Наши Клюквы с Некрасовым отличались друг от друга: у Петра Сергеевича он был спо­ койнее и менее глупый, Некрасов играл мягче, я же более гротесково (прибавлял много: например, мой Клюква не очень хорошо умел говорить, у него были дыры в поисках слов, и в эти дыры он вставлял «это самое»; Клюква — старый боевой ко­ мандующий, поэтому он у меня командо­ вал: «Раз-два-стоять! Семь — пять!» — и сам исполнял то, что приказывал другому). Мы сыграли премьерный светлый и ве­ селый спектакль «В степях Украины» Кор­ нейчука, а через несколько дней пришла война — как снег на голову. Город набух — уже через месяц стали привозить раненых, приехали эвакуированные из европейской части страны; ряд зданий, учреждений от­ дали под госпитали. Приезжих подселяли в квартиры омичей, и ни у кого это не вы- Продолжение. Начало в № 7.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2