Сибирские огни № 08 - 1979

венного комплекса МНР. Монголия в этом отношении перспективный регион. Одной же ей, собственными силами, массовую геологическую разведку организовать труд­ но. Вот и пришли на помощь друзья. Стабильное обеспечение потребностей народного хозяйства стран — членов СЭВ минеральным сырьем является важнейшим условием развития их производительных сил. Поэтому Совет Экономической Взаи­ мопомощи с самого начала своей дея­ тельности уделял особое внимание гео­ логическому изучению недр, повышению эффективности поисковых и разведочных работ. В этих целях в 1963 году и была создана постоянная комиссия СЭВ по гео­ логии с местом пребывания в Улан-Баторе. С первого заседания Постоянной комис­ сии прошло шестнадцать лет. За эти годы комиссия проделала большую работу по изучению и разработке ряда важнейших геолого-экономических проблем. Залежи медных руд, обнаруженные в междуречье Селенги и Орхона, входят в десятку круп­ нейших в мире. Угольные пласты оцени­ ваются более чем в десять миллиардов тонн. По запасам плавикового шпата Мон­ голия занимает одно из первых мест на планете. Недра МНР богаты вольфрамом и оловом, свинцом и цинком, железными рудами, золотом, самоцветами... . Комиссия координирует планы геолого­ разведочных работ и разработку задач экономического сотрудничества, вытекаю­ щих из Комплексной программы. Масшта­ бы геологической разведки с каждым го­ дом растут. Международная геологическая экспеди­ ция проводит комплексные работы на все виды полезных ископаемых, предваритель­ ную разведку и геолого-промышленную оценку месторождений, представляющих особый интерес для последующей эксплу­ атации. Оборудование для экспедиции так­ же поступает из братских стран. ЧССР по­ ставила экскаваторы и автомобильные шасси, ГДР — перфораторы, передвижные жилые вагоны, атомный абсорбционный спектрофотометр, СССР — буровые уста­ новки, ВНР — электронно-вычислительные машины. На общее дело работает обору­ дование с маркой предприятий Болгарии, Польши, Монголии. ...В кабинете Бямбы становится много­ люднее. Подошел Уве Матцдорф — глав­ ный инженер экспедиции. Высшее образо­ вание он получил в СССР. Трудился в геологических партиях ГДР, заведовал от­ делом техники в объединении «Нефть и газ». Член СЕПГ. Заглянул и остался в ка­ бинете старший инженер-механик Влади­ слав Микеш — чех, окончивший высшее горное училище в Остраве. Следом за ним явился Кирил Христов, старший инже­ нер по бурению и горным работам, бол­ гарин. Оба — Микеш и Христов — комму­ нисты. • Ганна Хилинска ввязывается в спор с Ивановым и пытается одновременно что-то доказать Уве, которого, кажется, ничем не вывести из себя. Но это только кажется: мне отлично известно, что характер Матц- дорфа не отличается олимпийским спо­ койствием. До приезда в Монголию Ганна работала в Варшавском геологическом институте. — Сама, сама захотела поехать сюда,— упредила она мой вопрос.— Была на засе­ дании специального семинара при геологи­ ческой комиссии СЭВ, которая постоянно находится в Улан-Баторе. И так мне по­ нравились бесконечные степные просторы, вечно голубое небо, яркие, будто нарисо­ ванные, звезды... Ну, а о работе здесь и говорить нечего — очень интересная. С тех пор осаждала свое начальство, пока меня не направили сюда. Как только организо­ валась МГЭ, мою просьбу сразу удовле­ творили... Очень люблю,— добавила Ган­ на,— вечером пройтись по валу Чингис- Хана. Он пересекает нашу экспедиционную территорию. Как будто совершаешь экс­ курсию в далекое прошлое. Еще в Варша­ ве я прочитала много книг о Монголии. По роду службы я общаюсь со всем со­ ставом экспедиции,— продолжала Хилин­ ска.— Мои друзья работают во всех под­ разделениях. Официальных языков у нас девять. Хорошо, что есть один рабочий — русский. А то как бы я разговаривала? Вот с Уве, например. — Опять шутите, Ганна,— ворчит глав­ ный инженер.— А мне не до шуток. Вес­ н а - Весна для Матцдорфа, как, впрочем, для всех членов экспедиции, самый серьезный экзамен. Как начнешь сезон, так его и про­ ведешь. Но Уве скромничает: у него как раз все в порядке. Готовы к работе девять дизельных электростанций, действуют бу­ ровые станки, бульдозеры, экскаваторы, передвижные мастерские. Четко работают гараж, центральные мастерские. Как но­ венькие семьдесят автомашин. Чтобы оценить по достоинству заслуги инженерной части, хочется сослаться на один лишь пример — темпы роста главных работ экспедиции. За первый полевой се­ зон пробурено 260 погонных метров сква­ жин, за второй — три тысячи, а за тре­ тий— шесть тысяч. В 1976 году канав во­ обще не копали механизированным спосо­ бом. В 1976 перелопатили на канавах 12,5 тысячи кубометров грунта, а в минув­ шем — 25 тысяч! Инженерная служба укомплектована в отличие от партий и отрядов, в основе ко­ торых, как правило, лежит национальное ядро, интернациональными кадрами. Кро­ ме уже названных, это Бямба — инженер по технике безопасности, тезка начальника экспедиции, монгол, заведующий мастер­ ской Вилли Фогт — немец, завгар Йозеф Суп — чех, начальник снабжения экспеди-* ции — монгол Усник Галсанням... Ответственный момент переживают сей­ час полевые партии. В польской, в первой венгерской и чехословацкой (я взял на себя смелость назвать их так, поскольку костяк в них составляют представители этих стран) значительно обновляется состав, меняются руководители. Я познакомился с теми, кто заступает на большую вахту,— с польским инженером Рышардом Подстоль-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2