Сибирские огни № 08 - 1979
венного комплекса МНР. Монголия в этом отношении перспективный регион. Одной же ей, собственными силами, массовую геологическую разведку организовать труд но. Вот и пришли на помощь друзья. Стабильное обеспечение потребностей народного хозяйства стран — членов СЭВ минеральным сырьем является важнейшим условием развития их производительных сил. Поэтому Совет Экономической Взаи мопомощи с самого начала своей дея тельности уделял особое внимание гео логическому изучению недр, повышению эффективности поисковых и разведочных работ. В этих целях в 1963 году и была создана постоянная комиссия СЭВ по гео логии с местом пребывания в Улан-Баторе. С первого заседания Постоянной комис сии прошло шестнадцать лет. За эти годы комиссия проделала большую работу по изучению и разработке ряда важнейших геолого-экономических проблем. Залежи медных руд, обнаруженные в междуречье Селенги и Орхона, входят в десятку круп нейших в мире. Угольные пласты оцени ваются более чем в десять миллиардов тонн. По запасам плавикового шпата Мон голия занимает одно из первых мест на планете. Недра МНР богаты вольфрамом и оловом, свинцом и цинком, железными рудами, золотом, самоцветами... . Комиссия координирует планы геолого разведочных работ и разработку задач экономического сотрудничества, вытекаю щих из Комплексной программы. Масшта бы геологической разведки с каждым го дом растут. Международная геологическая экспеди ция проводит комплексные работы на все виды полезных ископаемых, предваритель ную разведку и геолого-промышленную оценку месторождений, представляющих особый интерес для последующей эксплу атации. Оборудование для экспедиции так же поступает из братских стран. ЧССР по ставила экскаваторы и автомобильные шасси, ГДР — перфораторы, передвижные жилые вагоны, атомный абсорбционный спектрофотометр, СССР — буровые уста новки, ВНР — электронно-вычислительные машины. На общее дело работает обору дование с маркой предприятий Болгарии, Польши, Монголии. ...В кабинете Бямбы становится много люднее. Подошел Уве Матцдорф — глав ный инженер экспедиции. Высшее образо вание он получил в СССР. Трудился в геологических партиях ГДР, заведовал от делом техники в объединении «Нефть и газ». Член СЕПГ. Заглянул и остался в ка бинете старший инженер-механик Влади слав Микеш — чех, окончивший высшее горное училище в Остраве. Следом за ним явился Кирил Христов, старший инже нер по бурению и горным работам, бол гарин. Оба — Микеш и Христов — комму нисты. • Ганна Хилинска ввязывается в спор с Ивановым и пытается одновременно что-то доказать Уве, которого, кажется, ничем не вывести из себя. Но это только кажется: мне отлично известно, что характер Матц- дорфа не отличается олимпийским спо койствием. До приезда в Монголию Ганна работала в Варшавском геологическом институте. — Сама, сама захотела поехать сюда,— упредила она мой вопрос.— Была на засе дании специального семинара при геологи ческой комиссии СЭВ, которая постоянно находится в Улан-Баторе. И так мне по нравились бесконечные степные просторы, вечно голубое небо, яркие, будто нарисо ванные, звезды... Ну, а о работе здесь и говорить нечего — очень интересная. С тех пор осаждала свое начальство, пока меня не направили сюда. Как только организо валась МГЭ, мою просьбу сразу удовле творили... Очень люблю,— добавила Ган на,— вечером пройтись по валу Чингис- Хана. Он пересекает нашу экспедиционную территорию. Как будто совершаешь экс курсию в далекое прошлое. Еще в Варша ве я прочитала много книг о Монголии. По роду службы я общаюсь со всем со ставом экспедиции,— продолжала Хилин ска.— Мои друзья работают во всех под разделениях. Официальных языков у нас девять. Хорошо, что есть один рабочий — русский. А то как бы я разговаривала? Вот с Уве, например. — Опять шутите, Ганна,— ворчит глав ный инженер.— А мне не до шуток. Вес н а - Весна для Матцдорфа, как, впрочем, для всех членов экспедиции, самый серьезный экзамен. Как начнешь сезон, так его и про ведешь. Но Уве скромничает: у него как раз все в порядке. Готовы к работе девять дизельных электростанций, действуют бу ровые станки, бульдозеры, экскаваторы, передвижные мастерские. Четко работают гараж, центральные мастерские. Как но венькие семьдесят автомашин. Чтобы оценить по достоинству заслуги инженерной части, хочется сослаться на один лишь пример — темпы роста главных работ экспедиции. За первый полевой се зон пробурено 260 погонных метров сква жин, за второй — три тысячи, а за тре тий— шесть тысяч. В 1976 году канав во обще не копали механизированным спосо бом. В 1976 перелопатили на канавах 12,5 тысячи кубометров грунта, а в минув шем — 25 тысяч! Инженерная служба укомплектована в отличие от партий и отрядов, в основе ко торых, как правило, лежит национальное ядро, интернациональными кадрами. Кро ме уже названных, это Бямба — инженер по технике безопасности, тезка начальника экспедиции, монгол, заведующий мастер ской Вилли Фогт — немец, завгар Йозеф Суп — чех, начальник снабжения экспеди-* ции — монгол Усник Галсанням... Ответственный момент переживают сей час полевые партии. В польской, в первой венгерской и чехословацкой (я взял на себя смелость назвать их так, поскольку костяк в них составляют представители этих стран) значительно обновляется состав, меняются руководители. Я познакомился с теми, кто заступает на большую вахту,— с польским инженером Рышардом Подстоль-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2