Сибирские огни № 08 - 1979

Министерство цветной металлургии СССР выделило в качестве базовых предприятий Гайский горно-обогатительный комбинат, Сибайский медно-серный комбинат, Алма- лыкский горно-металлургический комби­ нат. Там прошли хорошую школу многие эрдэнэтцы. Строительство крупнейшего индустриаль­ ного центра Монголии находилось под не­ ослабным вниманием МНРП и народного государства. Сюда направлялись опытные руководители. Первым секретарем горко­ ма партии в Эрдэнэте стал Жамьянгийн Банзрагч — бывший ответственный работ­ ник ЦК МНРП. Первым заместителем гене­ рального директора комбината — Дондово- гийн Лхагвасурэн, работавший до того заместителем начальника Уланбаторской железной дороги. Из центральных учреж­ дений столицы приехали другие ответст­ венные работники. Заместителем министра легкой и пище­ вой промышленности МНР был нынешний мэр Эрдэнэта товарищ Цэвэн. Ему сорок •пять лет, но здесь он едва ли не самый старший. Э р дэн эт— город молодых. Судьба Цэвэна типична для новой Мон­ голии. Его отец был скотоводом, рано умер. Мать осталась с четырьмя детьми. Если бы не народная власть, быть бы де­ тям бедняка Самбу вечными батраками. Но республика, идущая к социализму, по-матерински заботилась о молодом по­ колении. Цэвэн окончил среднюю школу, потом политехнический институт в Харько­ ве. Трудился в министерстве — инженером, заведующим отделом. Большой школой для молодого специалиста явилась работа в аппарате секретариата Совета Экономи­ ческой Взаимопомощи. После возвращения из Москвы Самбугийна Цэвэна назначили заместителем министра легкой и пищевой промышленности. В отрасли шло обновле­ ние техники, внедрялась современная тех­ нология, создавались хозяйственные объе­ динения, строился научный центр. Во всем этом Цэвэн принимал самое активное участие. — Шестнадцать лет отдал легкой про­ мышленности,— вспоминает Цэвэн.— Когда предложили ехать в Эрдэнэт, сначала от­ казался. А теперь не мыслю жизни без своей хлопотной работы здесь. При Цэвэне прошли первые выборы в городской хурал народных депутатов. При его участии налаживалась деятельность исполнительного управления, отделов куль­ туры, торговли, народного образования, здравоохранения, суда, прокуратуры, треста коммунального хозяйства, открывались го­ родские отделения банка, связи... Микрорайоны города рассыпались по склонам сопок, раскинулись на просторной площадке, в стороне от горы Сокровищ. Первым зданием, которое выросло здесь, была школа. На помощь строителям Эрдэнэта пришли специалисты советского треста № 2 «Главмосстроя», Они построили боль­ ше сорока тысяч квадратных метров жилья, сверх того, что предусмотрено собствен­ ным .планом «Медьмолибденстроя». День ото дня возрастают заботы испол­ нительного управления. И первая из них — о строителях.. Я слышал много хорошего об интерна­ циональной бригаде белоруса Анатолия Гуриновича. В этом коллективе мы побыва­ ли вместе с Цэвэном. Бригада работает на окраине Эрдэнэта. — С самого начала здесь,— сказал Ана­ толий. Он построил со своей бригадой больше десятка домов, производственно-техниче­ ское училище, магазин, детский сад. В бригаде семь советских и девятнадцать монгольских рабочих. Знакомимся с ними. Ревсомолец Мурат — каменщик. Приехал на стройку из самого западного Баян- Улэгэйского аймака. У него четвертый раз­ ряд. Долгорсурэн стала здесь штукатуром. До Эрдэнэта жила в Улан-Баторе. А вот Хурэлчулун пока еще не имеет разряда — ученик. Он внимательно приглядывается к работе своего багши — учителя Анатолия Гуриновича, перенимает у него профессио­ нальные навыки. Кроме того, по вечерам Хурэлчулун занимается в учебном комби­ нате. Из сметливого паренька несомненно выйдет хороший каменщик. Биография Хурэлчулуна — биография всех ревсомоль- цев, пришедших с красными путевками в Эрдэнэт. Они растут и мужают вместе с комбинатом, с новым городом , вливаются в армию строителей уже квалифицирован­ ными, опытными рабочими. Здесь, в Эрдэнэте, родилась новая форма социалистического соревнования — брига­ ды, экипажи, колонны «•Найрамдал — Д руж ­ ба». С инициаторами этого движения в свое время я познакомился очень близко. Ими были водители КрАЗа советский шо­ фер Александр Васильевич Струнников и монгольский — Гонгоржав. Они встрети­ лись в Эрдэнэте. Струнников приехал из Иркутска, Гонгоржав— из Дзабханского аймака. Оба опытные шоферы. Струнников водит машины четверть века. Его ударная работа отмечена орденом «Знак Почета». На совместной советско-монгольской строй­ ке водители составили экипаж дружбы. С т р у н н и к о В обязался обучать своего това­ рища русскому языку, знакомить с дости­ жениями коммунистического строительства в СССР. Гонгоржав, в свою очередь, помо­ гал Александру Васильевичу глубже узнать жизнь МНР, учить монгольский язык. У них много последователей на стройке. Надписи «Найрамдал» теперь встретишь на БелАЗах, КрАЗах и других машинах. Се­ годня в коллективе тех, кто сооружает по­ следующие очереди «Эрдэнэта», более двухсот интернациональных экипажей. Еще об одной интербригаде хотелось бы сказать. Руководит ею украинец Василий Голофаст. Его фотография — на доске. По­ чета. Бригада Василия дружная, давно дер­ жит одно из первых мест в соревновании. В коллективе рука об руку трудятся Виктор Гаврилин и Дарамжавын Пуртогтох, Шарип Усманов и Дэмбэрэлгийн Ёндонжамц, жена Голофастова Валентина Петровна и ревсо- молка Давасамбугийн Сусар. Им по плечу любое сложное задание.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2