Сибирские огни № 08 - 1979
Министерство цветной металлургии СССР выделило в качестве базовых предприятий Гайский горно-обогатительный комбинат, Сибайский медно-серный комбинат, Алма- лыкский горно-металлургический комби нат. Там прошли хорошую школу многие эрдэнэтцы. Строительство крупнейшего индустриаль ного центра Монголии находилось под не ослабным вниманием МНРП и народного государства. Сюда направлялись опытные руководители. Первым секретарем горко ма партии в Эрдэнэте стал Жамьянгийн Банзрагч — бывший ответственный работ ник ЦК МНРП. Первым заместителем гене рального директора комбината — Дондово- гийн Лхагвасурэн, работавший до того заместителем начальника Уланбаторской железной дороги. Из центральных учреж дений столицы приехали другие ответст венные работники. Заместителем министра легкой и пище вой промышленности МНР был нынешний мэр Эрдэнэта товарищ Цэвэн. Ему сорок •пять лет, но здесь он едва ли не самый старший. Э р дэн эт— город молодых. Судьба Цэвэна типична для новой Мон голии. Его отец был скотоводом, рано умер. Мать осталась с четырьмя детьми. Если бы не народная власть, быть бы де тям бедняка Самбу вечными батраками. Но республика, идущая к социализму, по-матерински заботилась о молодом по колении. Цэвэн окончил среднюю школу, потом политехнический институт в Харько ве. Трудился в министерстве — инженером, заведующим отделом. Большой школой для молодого специалиста явилась работа в аппарате секретариата Совета Экономи ческой Взаимопомощи. После возвращения из Москвы Самбугийна Цэвэна назначили заместителем министра легкой и пищевой промышленности. В отрасли шло обновле ние техники, внедрялась современная тех нология, создавались хозяйственные объе динения, строился научный центр. Во всем этом Цэвэн принимал самое активное участие. — Шестнадцать лет отдал легкой про мышленности,— вспоминает Цэвэн.— Когда предложили ехать в Эрдэнэт, сначала от казался. А теперь не мыслю жизни без своей хлопотной работы здесь. При Цэвэне прошли первые выборы в городской хурал народных депутатов. При его участии налаживалась деятельность исполнительного управления, отделов куль туры, торговли, народного образования, здравоохранения, суда, прокуратуры, треста коммунального хозяйства, открывались го родские отделения банка, связи... Микрорайоны города рассыпались по склонам сопок, раскинулись на просторной площадке, в стороне от горы Сокровищ. Первым зданием, которое выросло здесь, была школа. На помощь строителям Эрдэнэта пришли специалисты советского треста № 2 «Главмосстроя», Они построили боль ше сорока тысяч квадратных метров жилья, сверх того, что предусмотрено собствен ным .планом «Медьмолибденстроя». День ото дня возрастают заботы испол нительного управления. И первая из них — о строителях.. Я слышал много хорошего об интерна циональной бригаде белоруса Анатолия Гуриновича. В этом коллективе мы побыва ли вместе с Цэвэном. Бригада работает на окраине Эрдэнэта. — С самого начала здесь,— сказал Ана толий. Он построил со своей бригадой больше десятка домов, производственно-техниче ское училище, магазин, детский сад. В бригаде семь советских и девятнадцать монгольских рабочих. Знакомимся с ними. Ревсомолец Мурат — каменщик. Приехал на стройку из самого западного Баян- Улэгэйского аймака. У него четвертый раз ряд. Долгорсурэн стала здесь штукатуром. До Эрдэнэта жила в Улан-Баторе. А вот Хурэлчулун пока еще не имеет разряда — ученик. Он внимательно приглядывается к работе своего багши — учителя Анатолия Гуриновича, перенимает у него профессио нальные навыки. Кроме того, по вечерам Хурэлчулун занимается в учебном комби нате. Из сметливого паренька несомненно выйдет хороший каменщик. Биография Хурэлчулуна — биография всех ревсомоль- цев, пришедших с красными путевками в Эрдэнэт. Они растут и мужают вместе с комбинатом, с новым городом , вливаются в армию строителей уже квалифицирован ными, опытными рабочими. Здесь, в Эрдэнэте, родилась новая форма социалистического соревнования — брига ды, экипажи, колонны «•Найрамдал — Д руж ба». С инициаторами этого движения в свое время я познакомился очень близко. Ими были водители КрАЗа советский шо фер Александр Васильевич Струнников и монгольский — Гонгоржав. Они встрети лись в Эрдэнэте. Струнников приехал из Иркутска, Гонгоржав— из Дзабханского аймака. Оба опытные шоферы. Струнников водит машины четверть века. Его ударная работа отмечена орденом «Знак Почета». На совместной советско-монгольской строй ке водители составили экипаж дружбы. С т р у н н и к о В обязался обучать своего това рища русскому языку, знакомить с дости жениями коммунистического строительства в СССР. Гонгоржав, в свою очередь, помо гал Александру Васильевичу глубже узнать жизнь МНР, учить монгольский язык. У них много последователей на стройке. Надписи «Найрамдал» теперь встретишь на БелАЗах, КрАЗах и других машинах. Се годня в коллективе тех, кто сооружает по следующие очереди «Эрдэнэта», более двухсот интернациональных экипажей. Еще об одной интербригаде хотелось бы сказать. Руководит ею украинец Василий Голофаст. Его фотография — на доске. По чета. Бригада Василия дружная, давно дер жит одно из первых мест в соревновании. В коллективе рука об руку трудятся Виктор Гаврилин и Дарамжавын Пуртогтох, Шарип Усманов и Дэмбэрэлгийн Ёндонжамц, жена Голофастова Валентина Петровна и ревсо- молка Давасамбугийн Сусар. Им по плечу любое сложное задание.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2