Сибирские огни № 08 - 1979

мии МНР. Важную роль в разведке запасов меди сыграл советский геолог Евгений Иванович Мартовицкий. Технико-экономическая оценка место­ рождения показала, что гора Драгоцен­ ностей входит в первую десятку подобных месторождений мира. И еще быстрее полетели дни. От Транс­ монгольской магистрали сюда провели железную дорогу. Линия высоковольтной передачи пришагала из Советского Сою­ з а — от Гусиноозерской ГРЭС. 25 сентября 1974 года монгольские и советские энерге­ тики установили фундамент первой опоры линии высоковольтных передач Дархан— Эрдэнэт. Под фундамент, по монгольскому обычаю, положили ящичек с хадаком — го­ лубой шелковой лентой, символом счастья и дружбы, плиткой зеленого чая и двумя монетами — советским рублем и монголь­ ским тугриком. От Дархана протянулась автодорога. Кажется, совсем недавно начала созда­ ваться промышленная база, а теперь заводы и цехи производят железобетонные изде­ лия, металлические конструкции, асфальт, ацетилен, кислород. Один Эрдэнэт дает столько стройматериалов, сколько выпуска­ ла вся страна в 1975 году. Когда сейчас смотришь издали на гору Сокровищ, можно подумать, что по ее вершине ударили гигантским молотом — всюду сколы пород, хаос камней. Конечно, ударили. И еще как! 280 тысяч кубометров породы разрушил один лишь такой «удар», когда одновременно воспламенились мно­ гие тонны взрывчатки. Были сотни «рядо­ вых» взрывов, поменьше. А потом взрых­ ленную породу днем и ночью перевозили ревущие от натуги сорокатонные БелАЗы Сегодня вершины горы нет, ее переме­ стили в отвалы. На Эрдэнэтийн-обо оголи­ лось рудное тело. Советских и монгольских граждан на руднике почти поровну. Одни приехали с Украины, из Башкирии, Оренбуржья, с Ал­ тая, д р у ги е—г из Улан-Батора, Булгана, Хэнтэя, далекого Баяна-Улэгэя. Каждый при­ вез с собой свои знания, опыт, привычки, I и все это сложили, как говорят в шутку сейчас, «в общий котел». Эрдэнэт открыд новую страницу в исто­ рии советско-монгольского братства, дву­ стороннего сотрудничества в рамках СЭВ. В феврале 1973 года между правительства­ ми СССР и МНР было подписано соглаше­ ние о сотрудничестве в освоении место­ рождения. Тогда же первый отряд строи­ телей прибыл к подножию горы Сокровищ. В ноябре 1973 года учреждено советско- монгольское горно-обогатительное пред­ приятие «Эрдэнэт» — на практике получило развитие одно из положений Комплексной программы социалистической экономиче­ ской интеграции, предусматривающее объе­ динение усилий братских государств в изы­ скании и разработке полезных ископаемых, в совместном строительстве и эксплуата­ ции крупных промышленных объектов, Сейчас работает первая очередь комби­ ната. К 1982 году мощности комплекса возрастут в четыре раза. Много раз приходилось мне встречаться в Эрдэнэте с Анатолием Васильевичем Чекашовым — начальником «Медьмолиб- денстроя». Сложный и своеобразный это человек. Может быть, у него не больше, чем у других, знаний, эрудиции — судить не берусь, но вот оперативной готовности, что ли, подобных организаторских способ­ ностей вряд ли у кого сыщешь. Стройка огромная, насыщенность техникой пре­ дельная, подразделения крупномасштаб­ ные — одна автотранспортная контора имеет около тысячи машин, а между тем Анатолий Васильевич всегда в курсе всех дел, вплоть до мелочей. Он долго работал в Восточной Сибири. Строил комбинат в Усолье-Сибирском, промышленные пред­ приятия в Иркутске, там же был замести­ телем начальника главка Министерства строительства. Теперь — Эрдэнэт. Один из первых объектов, построенных здесь Чекашовым,— водовод, являющийся важной частью комбината. Мне не раз доводилось бывать на этом боевом участке строительства, и всякий раз поражали воображение размах работ и их техническое решение. Трубы протяну­ лись без малого на шестьдесят пять кило­ метров. Вода поднимается из реки Селенги на шестьсот метров. Это самая большая в Монголии подобная коммуникационная ли­ ния. В Советском Союзе есть водоводы, равные эрдэнэтскому по длине, равные по высоте подъема воды, но в подобном со­ четании он уникален. Разрабатывались три варианта этого со­ оружения. Первый — на подземных водах, второй — из реки Орхон, третий — из Се­ ленги. Только третий по технико-экономи­ ческим показателям полностью отвечал потребностям будущего комбината и го­ рода. К тому же водозабор предусматри­ вался этим проектом не из самой реки, а так называемый подрусловый — из-под зем­ ли в непосредственной близости от Селен­ ги. Это не принесет ущерба водным ресур­ сам реки, а следовательно, и Байкалу. На пути водовода встречались участки вечной мерзлоты, болота, скалы, речные поймы. Несмотря на многие трудности, строители в рекордно короткий срок сда­ ли в эксплуатацию большое гидротехнйче- ское сооружение. Во время строительства водовода Анато­ лий Васильевич дня не пропускал, чтобы не побывать на «самом длинном» объекте. Так же было и на других участках — соору­ жении центральной котельной, рудника, горно-обогатительной фабрики, завода же­ лезобетонных изделий... Одновременно со строительством ком­ бината шла подготовка кадров. На вскрыш­ ных работах трудилась группа монгольских водителей БелАЗов, прошедших обучение в Советском Союзе. Учились в нашей стране экскаваторщики и работники теплоцент­ рали. Более пятисот человек получили раз­ личные специальности в СССР. Работал и свой учебный центр, в котором с монголь­ скими товарищами занимались советские специалисты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2