Сибирские огни № 08 - 1979
ников, поразъехались представители раз личных инстанций и ведомств. И наступили в Эрдэнэте будни. Стал Эрдэнэт обычным, спокойным, рабочим. С самолета горно-обогатительный медно молибденовый комбинат похож на огром ного динозавра, разлегшегося спать на склоне горы. Его сине-зеленое туловище, несколько расширенное в середине (здесь главный корпус и ремонтно-механические цеха), сужается Вверху и как бы захваты вает хоботом с вершины горы Сокровищ РУДУ' — Дракон, настоящий дракон,— согла шается со мною мой спутник журналист Энхболд.— Только не злой, а делающий людям добро. Такими драконами в изоби лии населены монгольские мифология и эпос. Руда по галереям идет сверху, сначала в корпус крупного дробления, затем ■— сред него, мелкого, измельчения, фильтроваль но-сушильный. Наконец, концентрат готов, его грузят в вагоны. Прохожу по цехам комбината, и не выходят у меня из головы слова первого секретаря Эрдэнэтского горкома МНРП товарища Жамьянгийна Банзрагча, сказан ные накануне: — Обратите внимание, — подчеркнул он,— на важнейшую, по моему мнению, деталь, характеризующую техническое со стояние предприятия. На руднике комби ната установлено четырнадцать тысяч еди ниц оборудования, на ремонтном заводе — двадцать пять тысяч, а на обогатительной ф абрике— триста двадцать пять тысяч! Причем оборудования самого современ ного, самого новейшего. Представляете, сколько нужно знаний, опыта, навыков, чтобы не только ориентироваться в этом множестве, но и уметь работать по-настоя щему, с полной отдачей. И меня очень радует, что наши монгольские юноши и девушки, прошедшие подготовку в СССР, не растерялись, встали к машинам и агре гатам и успешно их освоили, пусть и с отдельными ошибками. Конечно, в этом немалая заслуга советских специалистов и рабочих, стоящих локоть к локтю рядом с ними. Взять к примеру Нину Григорьевну Чекушину. Это же профессор своего дела!.. Оценка, которую дал Нине Григорьевне первый секретарь горкома, не преувеличе ние. В Эрдэнэт Чекушина приехала с Бал хашского горно-металлургического ком бината. Профессии обогатителя посвятила тридцать пять лет жизни. Она флотатор высшего — пятого разряда, Герой Социа листического Труда, лауреат Государст венной премии. Память возвращает меня на несколько лет назад. В самом начале строительства в кабинете председателя Исполнительного управления Эрдэнэтского хурала народных депутатов — мэра города мы рассматри вали коллекции минералов, найденных геологами на Эрдэнэтийн-обо — горе Сок ровищ. Самородки меди, кристаллы лазу рита... Красками голубого монгольского неба сияла бирюза. — Бирюзу,— заметил Самбугийн Цэвэн, председатель управления,— почитают у нас с древних времен. По стародавним обы чаям каждый драгоценный или полудраго ценный камень что-то символизирует. Так вот, бирюзу связывают с чистотой и вер ностью. И, должен сказать, очень подходит такой символ к Эрдэнэту, который мы строим вместе с посланцами страны Лени на, к монголо-советским отношениям. Гора Сокровищ... Сказочно богата она. На ее перевалах с незапамятных времен высились каменные пирамиды — магиче ские «памятники» местным духам. Опаса лись раньше подниматься на Эрдэнэтийн- обо скотоводы. И причина веская была. Только погонит, бывало, северный ветер грозовую тучу, обязательно молния ударит в вершину горы, будто что-то ее притяги вает. Была, значит, своя логика в том, что Эрдэнэтийн-обо прозвали священной: не станет же могучий дух неба тратить свои огненные стрелы на обычные горы! А вообще-то, надо заметить, в старые времена в Монголии был развит своеоб разный культ гор. Подавляющее большин ство селений носит их названия. И сами горы нарекали весьма многозначительно, как бы заискивая перед ними, пытаясь уми лостивить их. Э р д эн э— драгоценная, Ал тай — золотая, Жаргалын — счастливая, Баян— богатая, Мунхайн — вечная... Со гласно древним верованиям, среди духов гор, долин и рек самыми грозными были «владыки» горных вершин, и путник ста рался уважить их, чтобы они не прогнева лись, приносил им для умиротворения всевозможные дары. Однако постепенно вместо любимой пиалы монгол стал жерт вовать горе какой-нибудь захудалый чер пак, вместо одеж ды— тряпку, а то просто бросал камень на холмик, и постепенно вырастали каменные пирамиды — священ ные обо. Сейчас шоферы и подавно не верят в духов гор, но кладут по привычке на жертвенник у перевала старую покрыш ку или поломанную деталь автомашины. А молний на вершине Эрдэнэта, надо заметить, боялись далеко не все. Предпри имчивые люди давно обнаружили здесь медь и стали добывать ее. В Булганском музее, в аймачном центре, расположенном неподалеку от Эрдэнэта, хранятся старин ные поделки из красной меди, добытой именно на этой горе. Итак, гора Сокровищ, гора Драгоценно стей. Воздушной, легкой кажется она. С одной стороны поросла лесом, другая — каменистая. Несколько лет назад сюда прибыли геологи: монгольские, советские, чешские. Интеграция вступила в силу. Поисковые работы шли быстро. В Мон голии любят образную речь. Вспоминая о днях, когда на Эрдэнэтийн-обо велись бу ровые работы, один из руководителей разведки, маркшейдер генеральной дирек ции Эрдэнэта Сандуйжаз сказал: «Дни ле тели, как стрелы, выпущенные из лука». Г. Сандуйжаву и еще одному монголь скому геологу Л. Мягмару за разведку медно-молибденового месторождения Эр дэнэт присуждены Государственные пре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2