Сибирские огни № 08 - 1979

1 . Нужную мне дверь под номером двадцать семь я обнаружил в самом конце коридора. Точнее, помещение за ней являлось его прямым продолжением. Видимо, прежде здесь был сквозной проход, а потом по каким-то соображениям его пере­ городили. Может быть, хозяин продал часть дома и захотел отделиться. Этот район города считается самым старым в Вене. Здесь еще до нашей эры размещался укрепленный лагерь римлян — Виндобона. Можно себе представить, сколько раз здесь все строилось, перестраивалось, разрушалось и строилось вновь. Наш дом, как и все дома вокруг, стоит на наслоениях десятков эпох. Подвальная комната оказалась довольно узкой, зато длинной. В середине стоял стол для пинг-понга, и, по всему судя, его не просто выставили за ненадобностью, а сюда приходили играть. Вдоль всей левой стены тянулся шкаф с многочисленными дверцами, к правой прислонены три-четыре складных стула. В противоположной от входа стене — дверь, обитая жестью и закрытая на задвижку. В комнате было довольно светло, не пришлось даже зажигать электричества. От самого потолка до середины правой стены спускались три окна, выходившие во двор. Сквозь одно из них виднелось автомобильное колесо. Машина стояла почти вплотную к стене. Раскладушки в шкафу не оказалось. Зато я извлек оттуда пляжный надувной матрац в ярких разноцветных полосках. Но где же все-таки раскладушка? Уж не увезли ли хозяева ее с собой в горы? Я подошел к двери, обитой жестью. А что, есди это подвальное помещение со­ стоит из двух комнат? Оттолкнул задвижку, дверь открылась со скрипом. Длинный коридор, точно такой же, по которому я шел сюда. И такие же окна под потолок. Это уже другой дом. Вернее, другая половина дома, со своим собственным двором, со своим фасадом, выходящим на соседнюю улицу, параллельную нашей. Я мысленно прикинул, на какую именно. Наверное, тот переулок, который начинает­ ся за знаменитыми музыкальными часами с многочисленными движущимися фигу­ рами, ежечасно привлекающими к себе толпы зевак. Торопливо, с каким-то чувством неловкости, словно невзначай попал в чужую квартиру, я захлопнул дверь. И тут же увидел раскладушку, такой, же яркой расцвет­ ки, что и матрац. Она стояла у входа в подвальную комнату, на самом виду. И не за­ метил я ее сразу лишь только потому, что, пока шарил в шкафу, ни разу не . обер­ нулся... Прибыв благополучно на поскрипывающем лифте на шестой этаж, я стал вы­ таскивать свои трофеи. Надувной матрац я тоже прихватил с собой; на нем вСе-таки удобнее, чем на голой раскладушке. Дом уже спал, не слышно было даже радио, и я старался не шуметь, придер­ живая одной рукой неподатливые пружинистые створки лифта, а другой осторожно выволакивая раскладушку. Мне казалось, я не произвожу ни малейшего звука. И по­ этому я очень удивился, когда вдруг услышал совсем рядом дребезжащий старче­ ский голос: — Что это вы делаете, интересно? Я обернулся. Дверь против лифта приоткрыта, но говорившего не видно. — Устраиваюсь на ночь, с вашего позволения. -— Следовало бы побеспокоиться днем. Вы из какой квартиры? Голос был строгим, в нем явственно звучали нотки подозрения. — Из двадцать седьмой... Вы не беспокойтесь, пожалуйста. — Как — из двадцать седьмой? Дверь открылась, и я увидел маленькую сгорбленную старушку в длинном чер­ ном платье с кружевами и почему-то в соломенной шляпе с букетиком искусственных цветов. В руке она держала трость набалдашником книзу. К ее высоким шнурован­ ным ботинкам жалась крохотная тонконогая собачонка. — Добрый вечер, мадам! — Я поклонился, улыбаясь как можно дружелюбнее, чтобы продемонстрировать полное отсутствие враждебных намерений; трость она захватила с собой явно в целях самообороны.— Меня звать Арвид Ванаг. Я со своей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2