Сибирские огни № 08 - 1979
Над Байкалом разлился чистый золотисто-розовый закат, и по ак вамариновому зеркалу воды метались малиновые чайки бликов. Как на картине, плавной дугой выгибались рельсы— и терялись за поворотом. Из-под синего леса вынырнул багровый паровоз, волоча за собою зеле ный шлейф вагонов и оранжевый— дыма. И впрямь было красиво. Кра сиво и грустно. — Ты как посмотришь, если на часок раньше вставать? — уже пер сонально ко мне обратился Шигондев. Ответить я не успел.—Да что тут спрашивать, дело ясное, в тебе-то я уверен. А вот Евсеич что запоет? Ну да иного выхода у нас нет. Надо, брат. Надо. Я думал, после Евсеича вообще не смогу работать с Шигонцевым, но случилось удивительное: теперь, когда я уже мало-мальски разбирал ся, что к чему, и вроде даже начинал чувствовать «ход», его эконом ную красоту, стремительная съемка Шигонцева увлекла меня. Это было похоже на блиц в шахматах. Я вставал до подъема и готовил инструмен ты, на обед тащился неохотно, а вечером готов был работать до полной темноты— и не чувствовал усталости. Теперь для меня оставить ход не законченным было так же обидно, как бросить увлекательную шахмат ную партию. Мною Шигондев, похоже, был доволен, хотя никак этого не выра жал. Однако в целом дела у нас шли не блестяще: вместо трех групп по- прежнему работало две— и Шигондев нервничал. Психовал, пережи вал— и гнал в хвост и в гриву, только в работе находя успокоение. Когда же с пристанционных улочек переместились на саму станцию, дела пошли еще хуже. Нам не давали жизни поезда. Беспрерывно, один за другим, с интервалом в несколько минут, тянулись они то на запад, то на восток. Только и знай снимать прибор с точки да снова устанавли вать, подгонять уровни, брать отметку. Но даже если прибор стоял в сто ронке, длинные хвосты поездов загораживали меня от всевидящего фио летового ока теодолита. Шигондев рвал и метал. А мне эта суета нрави лась. Нравились сами поезда. Люди в пассажирских, высыпающие поглазеть на Байкал. Надписи мелом на товарняках, исколесивших всю страну. Но особенно паровозы. Паровозы казались мне живыми: большие, усталые, загнанные, с лоснящейся от пота черной шкурой, с грустными глазами фар и могучим голосом, разве что вместо ног — колеса. Становясь на водопой, паровозы устало отдувались, фыркали и сопели. Кочегары чистили колосники, сбрасывали горячий, угарно дымящийся шлак— это им тоже нравилось, паровозам, они вздыхали облегченно, выпуская длинные струи пара. А потом, напившись и передохнув, старались выгадать еще хоть минутку, лениво и нехотя тащились обратно— запрягаться в свои тяжелые соста вы. Загорался зеленый, раздавался свисток, судорога пробегала по длин ному туловищу поезда от головы к хвосту, и он, через силу раскручивая колеса, трогался в путь. В дальний путь! Многое потеряла железная до рога с тех пор, как ушли с нее паровозы... Все хорошо, но Шигондев не был бы Шигонцевым, если бы не при думал что-нибудь новенькое на мою голову. Сам задерганный постоян ными вынужденными перерывами в работе, он и меня задергал — техни кой безопасности. Конечно, случалось, что оба мы, то он, то я, стояли на линии спиной к поезду, который мог в любой момент выскочить из-за крутого поворота или из толчеи составов. Услышать его приближение в станционном грохоте было немыслимо, особенно если рядом пыхтел па ровоз. Поэтому-то Шигондев и требовал, чтобы мы постоянно страховали друг друга, в случае чего подавая особый сигнал поднятыми над головой руками. Раза два или три по такому сигналу я отбегал с рейкой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2