Сибирские огни № 07 - 1979
«Создан для хорошего общества... Многого можешь добиться. Неглуп... есть жур налистский талант...» Неужели это все правда? Кто он такой, собственно, Александр Павлович Егармин, если брать аж с самого детства? К чему себя готовил, чем увле кался? ...В их дворе существовала неразлучная троица: Вася Мартюшев, Толик Батанов и он. Если первые двое определили свои пристрастия сызмальства (у Васи — техника, у Толика — наука, медицина), то он был так, ни то ни се. В учебе — твердый четве рочник, а по характеру — «живой, спортивный, увлекающийся», как писала в его лич ном деле классная руководительница, литераторша Валентина Юрьевна. Увлекался он действительно многим. В младших классах — домашними зверюш ками и птичками, таскал из соседствующего с домом зоомагазина всяких канареек, попугайчиков, рыбок, щенят, хомячков, черепашек и ежат. Потом пристрастился к ры балке, неделями пропадал на реке. Затем пришло более стойкое увлечение современ ным фольклором. Толчок к этому дала та же Валентина Юрьевна, беззаветно любив шая русский язык и все, что с ним связано. А дальше — спорт, штаьга, плавание. Собственно, и на завод Егармин попал не без увлечения. Правда, во-первых, со ветовал отец: «Заводскую школу должен сейчас пройти практически каждый молодой горожанин, да-да. И ты в том числе — потом поймешь, насколько я прав». Во-вторых, сговаривал, агитировал как мог Вася Мартюшев, еще в школе спавший и видевший себя в цехе, среди любимых железяк. Но решающим оказалось собственное любопытство: что же это за ЗА ВО Д такой, что за многоликая, грозноватая и железная тайна живет за этим бесконечным завод ским забором, за этой деловитой проходной. Так и пошли, устроились, прилепились к пятнадцатому цеху, и, признаться, снача ла Егармин хотя и особого разочарования не пережил, но и восторгов Васи Мартюше- ва тоже не испытывал. Ну, интересно было; ну, давался материал в общем-то сносно, без особых трагедий; ну, станок фрезерный удалось освоить быстро; ну, люди в цехе действительно интересные, какие-то чуточку не такие, как за воротами завода: более сдержанные, уверенные в себе, более человечные и какие-то основательные, что ли. И, кстати, более остроумные, на словцо хлесткие. Все это было и радовало, но ведь надвигалась служба в армии, а затем — Вы бор Главной Профессии, ведь не век же стоять за станком1 С тем и ушел на флот. Полтора года фрезерования в инструментальном цехе — это скорее полудетская игра в труд, первая проба мышц, ума и воли, а там, когда от служим и вернемся, видно будет. Правда, когда служил, о заводе вспоминал и даже тосковал иногда, особенно по цеху, по родимым фрезерным станочкам, что притулились у самой стенки лекального отделения и работали безотказно, понимали его с полуслова. Крутил на эсминце, как наводчик кормовой пушки, штурвальчики горизонтальной и вертикальной наводки, подгонял к далекой плавучей цели перекрестье орудийного прицела, а мнилось — крутит он почти такие же, отполированные и ухватистые, штур вальчики горизонтальной и вертикальной подачи станка, подгоняя зажатую в тисах заготовку под ждущие резчики фрезы . Еще миг, еще неуловимое последнее движение рукояткой подачи — и фреза соприкоснется с металлом, войдет в него плавно и кра сиво. без искр, чисто, с ровным, радующим слух, словно бы даже добродушным гу дением. Но — тоску эту отгонял: привычка, рефлекс, и о возвращении на завод после армии не думал. Тянуло учиться, но куда, на кого — тут опять не было полной ясно сти. Страсть к хлестким народным словечкам на флоте не пропала, а, наоборот, уси лилась, но как ее приспособить, реализовать в жизни? Идти на филфак, стать собира- телем-фольклористом или как их там? В атомный век, эпоху НТР, да еще такому бу гаю,— с блокнотиком по людям: «Расскажите, пожалуйста, какую-нибудь хохму». Не смешно ли? Думал Егармин и о журналистике. Конечно, это — куда более современная про фессия, по телевизору все журналисты, ведущие передачи, вроде ничего мужики. Да и на заводе видал корреспондентов, на эсминец двое из военной газеты приходйли — тоже ничего народ, все подвижные, развитые, шустрые.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2