Сибирские огни № 07 - 1979
лаевское Ачинского округа. Место было глухое, окружающая среда непривлека тельна. Стретенского не удовлетворяли ни соседние священнослужители, ни сельские учителя, большинство из которых погрязло в хозяйстве, быте и дрязгах. Хотелось бро сить все и бежать из села. Но куда? С тр е - тенский с горечью признавался другу: «Я связан и семинарским воспитанием, и от цовским деспотизмом, приневолившим ме ня надеть рясу, и брачным союзом, и тем подножным кормом, который дает мне возможность, по крайней мере, не умереть с голоду. Связан я, наконец, и законом, ко торый как бы боится дозволить попу всту пить на светский путь. Скучно как-то, друг мой, живется, так скудно, что мочи нет». Стретенского не удовлетворяло исполне ние треб, произнесение проповедей о сми рении и покорности. Еще более настой чиво сТал он в Николаевском заниматься живописью и музыкой, которыми был увле чен с детства, продолжал писать и стихи. В одном из них, посвященном Сибири, есть такие строчки: Знаю , сильна ты своими пределами,— Выси твои с очертаньям и смелыми Снежными ш апками в небо ушли, Нету богаче и ш ире земли. Но расскаж и, бесприветно-холодная, Где твоя нива заветно-свободная? Или в твоей перем ерзлой груди Зреет она и взрастет впереди? Когда в Иркутске начала издаваться част ная демократическая газета «Сибирь», Стретенский становится ее постоянным со трудником. Горькие разочарования он испытывал только оттого, что большая часть его луч ших статей и очерков о жизни сибирской деревни не пропускалась цензурой. Но и те, которые публиковались, занимали в га зете видное место: их называли блестящи ми, они обращали на себя внимание даже столичной прессы. Речь в них шла о мо шенничестве представителей властей, вко нец разорявших крестьян-бедняков, о жес токой расправе с ними, о настоятельной не обходимости изменить систему поборов и повинностей. Писать часто приходилось хотя и о важ ном, но не о самом главном, не о том, что сразу же могло вызвать протест властей, недовольство цензуры. Показательна в этом отношении статья «Причины крестьянского безденежья (из наблюдений а Ачинском округе)». К ней редакция газеты сделала такое характерное примечание: «В настоя щей статье обращено внимание только на одну категорию причин, порождающих бедность и безденежье крестьян. Другая, быть может, главнейшая категория с тру дом поддается анализу» (подчеркнуто мной.— Н. К.). Под «другой категорией при чин» редакция, разумеется, имела в виду социальные причины. Пристальное внимание Стретенский об ращал и на жизнь приисковых рабочих, большинство которых рекрутировалось из беднейшего населения деревень и сел. Пе ру Стретенского принадлежит цикл очер ков «Сибирские мученики» — одно из пер вых значительных произведений о рабочем классе Сибири. Долгое время «Сибирские мученики» подвергались цензурному запрету. Онй были опубликованы лишь спустя шесть лет после смерти писателя в трех номерах «Си бирского сборника» за 1886 г. Вскоре произведение это было включено в специ альный сборник «Сибирские рассказы из жизни приискового люда». В рецензии на сборник о Стретенском было сказано: «По койный обладал решительным литератур ным дарованием... совершенно достаточным для того, чтобы,— при иных условиях,— до ставить автору прочную и почетную извест ность». В очерках Стретенского предстает мрачная картина, разоблачающая произвол местных властей и хозяев. Рабочие приис к о в— это действительно мученики, добро вольные каторжники, у которых «день за днем проходил в однообразной, тяжкой ра боте, подрывающей на всю жизнь челове ческие силы». На вопрос деревенского парня, впервые пришедшего на прииск,— «Ну, а насчет пишши как?»— бывалый рабочий отвечает: «Случается и мясо с червями есть, и хлеб как квасник, да ведь делать-то нечево. По смей слово сказать, за бунтовщика сочтут, сейчас тебя к исправнику, березовой ка шей угощать; да так тебя отпарят, что со гласен есть землю-матушку, а не то што мясо с червями». Всеми делами на рудни ках заправляли старые служаки (вроде Ивана Ильича Подлубного), которые были хорошо знакомы с механизмом приисковых работ. Управляющий же Скворецкий пост этот занимал потому, что был товарищем по военной службе хозяина приисков, жив шего постоянно то в Петербурге, то за гра ницей. Типичен в очерках и образ конюха Ивана Ветрова, по-холуйски преданного Скворец- кому, который ценил Ивана за его огром ную силу, за умение разыскивать беглых рабочих, за зверскую расправу Ветрова с ними. Недаром думавшие о побеге рабо чие боялись не столько встречи в тайге с медведем, сколько погони за ними Ивана. В очерках Стретенского показано и то, как производится вербовка, «наемка» ра бочих на прииски, что за люди решаются стать «вольными каторжниками» и какова их дальнейшая судьба. На прииски попадают люди разные, в том числе и отпетые пьяницы, бобыли, ко торым все равно, где мыкать горе. Таков поселенец Ефрем, проработавший на приис ках 20 лет; Александр Голубев, проживший все, что досталось от отца; еще один посе ленец, Стручков, который убивает сторожа заброшенного прииска и оставляет на вер ную гибель в тайге своего заболевшего товарища. Однако большинство рабочих попадают на прииски прежде всего из-за крайней, нужды и мошенничества местных властей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2