Сибирские огни № 07 - 1979
ственно, наиболее чуткие к важнейшим жиз ненным процессам современности, увидели в настоящей деревне узел таких противо речий и конфликтов, которые нельзя не назвать историческими...» Да, лучшие про изведения о деревне — это не только прав дивые картины жизни, не только колорит ные фигуры сельских жителей, но это преж де всего глубокое проникновение в суть тех перемен, сдвигов, смещений, которые произошли в жизни деревни последних де сятилетий. Не будем сейчас подводить тео ретическую базу под эти сдвиги и смеще ния — все это уже достаточно полно осмыс лено и разъяснено в многочисленных трудах и статьях экономистов, социологов, демографов... Отметим только одно — не произойди в жизни деревни этих перемен, вряд ли бы появились шукшинские чудики и правдоискатели, вряд ли бы мы стали свидетелями трагедии старухи Анны, вряд ли бы так близко к сердцу приняли прос тые, привычные дела и заботы Ивана А ф - риканыча... Разумеется, и в «деревенской» прозе есть свои издержки и промахи. Иные авто ры, как было уже отмечено, грешат нату рализмом; иные впадают в грех более тяж кий — увлекаются идеализацией старины, воздыхая и тоскуя по уходящему, явно пре увеличивая роль «корней» и «истоков» в жизни современной деревни, в определе нии ее дальнейшей судьбы, о чем уже не один раз писала критика. Но именно эти промахи и просчеты являются еще одним свидетельством того, как это важно для пи сателя — чувствовать движение времени, видеть в дне нынешнем его историческую сущность, и как губительно сказывается на творчестве даже очень талантливых худож ников слова пренебрежение принципом историзма, потеря ими исторического «слуха»... Думается, феномен «деревенской» про зы — явление показательное и весьма по учительное для нашей литературы. Явле ние, еще раз подтверждающее старую истину, что подлинные художественные от крытия происходят лишь на путях неторе ных, нехоженых, что литература берет в свою сокровищницу только то, что добыто и рождено в трудных, неустанных поисках. А именно в этом, в конечном итоге, и состоит главный смысл художественного творчества.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2