Сибирские огни № 07 - 1979

ственно, наиболее чуткие к важнейшим жиз­ ненным процессам современности, увидели в настоящей деревне узел таких противо­ речий и конфликтов, которые нельзя не назвать историческими...» Да, лучшие про­ изведения о деревне — это не только прав­ дивые картины жизни, не только колорит­ ные фигуры сельских жителей, но это преж­ де всего глубокое проникновение в суть тех перемен, сдвигов, смещений, которые произошли в жизни деревни последних де­ сятилетий. Не будем сейчас подводить тео­ ретическую базу под эти сдвиги и смеще­ ния — все это уже достаточно полно осмыс­ лено и разъяснено в многочисленных трудах и статьях экономистов, социологов, демографов... Отметим только одно — не произойди в жизни деревни этих перемен, вряд ли бы появились шукшинские чудики и правдоискатели, вряд ли бы мы стали свидетелями трагедии старухи Анны, вряд ли бы так близко к сердцу приняли прос­ тые, привычные дела и заботы Ивана А ф - риканыча... Разумеется, и в «деревенской» прозе есть свои издержки и промахи. Иные авто­ ры, как было уже отмечено, грешат нату­ рализмом; иные впадают в грех более тяж­ кий — увлекаются идеализацией старины, воздыхая и тоскуя по уходящему, явно пре­ увеличивая роль «корней» и «истоков» в жизни современной деревни, в определе­ нии ее дальнейшей судьбы, о чем уже не один раз писала критика. Но именно эти промахи и просчеты являются еще одним свидетельством того, как это важно для пи­ сателя — чувствовать движение времени, видеть в дне нынешнем его историческую сущность, и как губительно сказывается на творчестве даже очень талантливых худож­ ников слова пренебрежение принципом историзма, потеря ими исторического «слуха»... Думается, феномен «деревенской» про­ зы — явление показательное и весьма по­ учительное для нашей литературы. Явле­ ние, еще раз подтверждающее старую истину, что подлинные художественные от­ крытия происходят лишь на путях неторе­ ных, нехоженых, что литература берет в свою сокровищницу только то, что добыто и рождено в трудных, неустанных поисках. А именно в этом, в конечном итоге, и состоит главный смысл художественного творчества.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2