Сибирские огни № 07 - 1979
сечь дерзкого индивидуалиста-одиночку коллективными розгами, чтобы лишний раз показать, что коллектив — несокрушимая сила, и любой, кто идет против этой силы, обречен на позорное поражение. Следя за перипетиями борьбы, развернувшейся на Нережском заводе, мы видим, что автор вовсе не склонен абсолютизировать интере сы коллектива. И в то же время он не склонен полностью оправдывать и дейст вия Чешкова, слишком уж рубящего с пле ча, слишком много оставляющего после се бя щепок. Тут все сложно, неоднозначно, противоречиво. К тому же конфликт пьесы имеет еще одну особенность, связанную со спецификой материала, положенного в ее основу. Дело в том, что Нережский завод — предприятие с очень своеобразным, если так можно выразиться, внутренним укла дом. Уклад этот сродни тем производст венным отношениям, которые характерны для сельскохозяйственных предприятий — колхозов, совхозов. Точно так же, как в деревне, все трудоспособное население занято на одном производстве, так и в Не- режске почти все жители являются работ никами одного предприятия. Люди здесь, как и в деревне, знают друг друга в лицо, запросто ходят в гости, роднятся между собой и проч. С одной стороны, такая «се мейственность», безусловно, способствует сплочению людей в дружный коллектив, а с другой — порождает кумовство, панибрат ство, что, конечно же, сказывается на тру довой дисциплине. И, думается, автор очень верно поступил, избрав местом действия именно такой вот «промышленный колхоз», потому что здесь особенно отчетливо и об наженно выявились все распри между не признающим никаких традиций суперно ватором и дружным, но уже где-то закос невшим в своих традициях заводским кол лективом. И именно эта острота, эта не стандартность конфликта и обеспечила успех пьесе. То же самое можно сказать и о целом ряде других произведений, посвященных теме труда, таких как «Территория» О . Ку ваева, «Гори, гори ясно» А. Кривоносова, «Заводской район» А. Каштанова, «Скры тая работа» Г. Немченко, «Протокол одного заседания» А. Гельмана... Секрет их успеха прежде всего в новизне конфликта, в том, что авторам удалось обнаружить какие-то очень существенные противоречия, идущие от самой жизни, от происшедших в ней пе ремен. Другое дело, что далеко не везде этот конфликт имеет прочные «опоры», да леко не всегда его носителями являются многогранные человеческие образы. Именно поэтому многие из нашумевших книг и пьес последних лет все же не стали подлин ным знамением времени, не вошли в зо лотой фонд советской классики. Но дорогу к вершинам литературного ус'пеха их ав торы, нам думается, торят верную. Во вся ком случае, они смело идут в глубь самой жизни, не боятся ее противоречий и слож ностей и ставят себе такие задачи, которые цо них никто по существу не решал. Думается, в свете затронутых здесь проблем можно попытаться прояснить и вопрос о том, почему в литературе пос ледних двух десятилетий ведущее место заняла все-таки не «производственная» проза, а «деревенская», почему именно с темой деревни связаны наиболее значи тельные достижения в нашем современном литературном процессе. Критики не раз уже задавались этим вопросом, спорили, дискутировали, высказывая нередко очень верные, глубокие суждения, но, кажется, до сих пор никто еще не попытался рас смотреть «деревенскую» и «производствен ную» прозу (разумеется, термины эти мы употребляем как чисто условные, рабочие) в типологическом аспекте, т. е. тщательно проанализировать 9 сравнительном плане природу конфликтов, лежащих в основе произведений той и другой «ветви». Вполне понимаем, что это уже тема для целого ка питального исследования, поэтому ограни чимся лишь несколькими самыми общими соображениями на сей счет. Первое, что бросается здесь в глаза,— резкое отличие конфликтов «деревенской» прозы от кон фликтов, положенных в основу произведе ний о рабочем классе и современном про изводстве. И различие это обусловлено не столько спецификой жизненного материа ла, сколько самим подходом к этому мате риалу. Допустим, конфликт между новато ром и консерватором, до сих пор еще не изжитый в «производственной» прозе/ для «деревенской» прозы не характерен. Хотя, как мы знаем, попытки (и неоднократные) внедрить этот конфликт в «деревенскую» прозу были: схватки между новаторами и консерваторами происходили не только в цехах и на строительных площадках, но и на колхозных нивах — достаточно вспом нить нашумевшую в свое время «Повесть о директоре МТС и главном агрономе» Г. Николаевой. Однако новаторы и консер ваторы очень быстро исчезли со страниц произведений о деревне, что, безусловно, делает честь нашим писателям-ядеревен- щикам». Но еще большую честь делает им то, что они нашли и стали разрабатывать другие конфликты — подсказанные, про диктованные самим временем, теми со циально-историческими переменами, кото рые произошли в жизни деревни в после военные годы. Не будем сейчас выяснять, кто тут был первооткрывателем (одни критики и лите ратуроведы отдают пальму первенства В. Овечкину с его «Районными буднями», другие утверждают, что и до «Районных буден» были очерки, поднимавшие те- же злободневнейшие проблемы жизни села), тут важно отметить следующее. Как бы там ни было, но именно в «деревенской» про зе последних десятилетий получил достой ное воплощение один из ведущих принци пов социалистического реализма— принцип осознанного историзма. По справедли вому замечанию критика А. Ланщикова, «нынешний интерес нашей литературы к де ревне, к ее судьбе, объясняется прежде всего тем, что талантливые писатели, есте
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2