Сибирские огни № 07 - 1979
Вероятно, мы не откроем никаких аме- рик, если скажем, что основным, наиболее распространенным . конфликтом в русской литературе X IX века было столкновение человека и окружающей среды, «века ны нешнего и века минувшего». «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Отцы и дети», «Гроза», «Преступление и наказание» — каждое из этих произведений так или иначе обраще но к проблеме: человек и общество. И в каждом из них мы видим «баррикаду», по одну сторону которой — люди, неудовлет воренные жизнью, протестанты, бросающие вызов обществу, а по другую — столпы этого общества, его верные служители и защитники. Силы, конечно, тут неравные: герои, отважившиеся идти «против всех», как правило, терпят поражение, их жизнь зачастую обрывается трагически. Э тот конфликт давал писателям неогра ниченные возможности для исследования жизни, для вскрытия ее противоречий, для срывания «всех и всяческих масок». И од новременно такой конфликт позволял пи сателям глубоко проникать во внутренний мир героев, в самые потайные уголки их сознания — недаром многие романы, соз данные великими художниками слова прошлого века, мы называем социально психологическими. И еще одно немало важное обстоятельство тут следует под черкнуть, а именно: антагонистический ха рактер этого конфликта в какой-то степени облегчал писателям их художественную за дачу, потому что острый, с социальной по доплекой конфликт всегда был и есть пре красным средством и для построения сю жета, и для раскрытия характеров героев, и для постановки злободневных, обществен но значимых проблем. Благо такие конфлик ты жизнь поставляла в изобилии, их можно было добывать, что называется, открытым способом. Нынешним писателям в этом смысле труд нее. Труднее именно потому, что исчезно вение антагонистического начала в звене «че ловек и общество» не упростило, а, напротив, усложнило взаимоотношения в этом зве не. Конфликт стал менее социальным, но более нравственным. А нравственность, как известно, категория очень тонкая, зыбкая, зависящая от множества факторов и об стоятельств; и естественно, конфликтные ситуации, носящие сугубо нравственный ха рактер, требую т исследования особенно тщательного и скрупулезного... Сама жизнь, таким образом, поставила перед писателя ми новые, более сложные задачи, потребо вала от них более тонкого, аналитичного подхода к явлениям действительности. И здесь — пусть только это не покажется ав торским произволом — мы поведем разго вор о так называемой «производственной» прозе, попытаемся поглубже вникнуть в суть тех конфликтных ситуаций, которые чаще всего встречаются в произведениях, посвященных теме труда. О производственной прозе уже было множество дискуссий и споров. И при всех разногласиях, которые возникали в ходе этих дискуссий, критики сходились.в одном: современное производство по-прежнему остается для многих писателей неприступ ной крепостью, по-прежнему плохо подда ется эстетическому освоению. И, видимо, не случайно в последнее время все чаще приходится слышать и от самих писателей, и от некоторых критиков заявления такого рода: зачем показывать героя на произ водстве, когда вполне достаточно изобра зить его в часы досуга, в быту, в кругу семьи, поскольку именно в «неофициаль ной» обстановке человек зачастую полнее всего и раскрывается. Да к тому же любой и каждый из нас, придя домой с работы и сменив спецодежду на пижаму, отнюдь не меняется внутренне, не «отключается» полностью от своих профессиональных, слу жебных дел и забот. «Так называемая личная жизнь челове ка,— пишет, например, Э. Шик,— тысячами нитей органично связана с проявлениями его в производственной и общественной жизни... Ощутимое стремление некоторых совре менных писателей обстоятельно исследо вать характер в будничных жизненных си туациях, чаще всего в сфере семейных или любовных отношений,— процесс законо мерный. Он свидетельствует о верном пред ставлении современного человековедения: личные, даже сусубо интимные пережива ния человека неразрывно связаны с его общественно-производственными взаимо отношениями и делами» Суждение, в общем-то, вполне резонное, тем болйе, что оно подкреплено у критика добротным анализом целого ряда произ ведений, обращенных к быту, к личной жизни нашего современника. С Э. Шиком вполне солидарны в этом вопросе и дру гие критики: В. Перцовский, опубликовав ший несколько лет назад в «Новом мире» обстоятельную статью «Испытание бытом», Е. Цейтлин, автор статьи «Мещанин перед судом молодых писателей»... Анализируя й осмысливая этун о в ую вол ну бытовой прозы, критики справедливо от мечают, что, благодаря пристальному вни манию к быту, писателям удалось уловить и передать существенные перемены, про исшедшие в жизни общества, удалось за тронуть массу проблем нравственно-этиче ского порядка... Спору нет, бытом дейст вительно, по выражению Ю . Трифонова, во многом «проверяется новая сегодняшняя нравственность», и повышенный интерес к нему отнюдь не прихоть шаловливой музы. И все-таки рискнем высказать предположе ние, что уход многих писателей «в быт» является в какой-то степени уходом от сложных художественных задач, все тем же стремлением (зачастую, быть может, даже неосознанным) найти пути протоптанней и полегче. По нашему мнению, бытописатель с тв о— занятие куда более легкое и благо дарное, нежели изображение человека в труде. Потому что писателю здесь есть от чего оттолкнуться, потому что здесь он на ходится «под покровительством» великих1 1 Э. Шик. Вторжение в повседневность. «Сибирские огни». 1979. № 3, стр. 171.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2