Сибирские огни № 07 - 1979
рожным. Рассматривая вчерашнюю рубаш ку, он замечает порядочное пятно на са мой груди. Это, должно быть, Селина вче ра за ужином капнула вином! — говорит он, и на этом первая глава кончается». Как мы знаем, спустя некоторое время, Салтыков-Щедрин заклеймит натурализм в своей знаменитой формуле: «Вижу забор, пишу — забор; вижу поясницу, п иш у—-п о ясница». С тех пор прошло почти сто лет, но, увы, и' поныне выходят романы, повести и рас сказы, написанные именно по этой «мето да». Целые страницы, а порой и главы от водят иные авторы подробнейшим описа ниям того, как герой утром просыпается, потягивается, почесывается... Впрочем, об ратимся лучше снова к первоисточникам. «Пашка долго лежал, слушал, как шибко толкается в окна и стены ветер. Дом был старый, пятистенный, со ставнями, рублен ный еще дедом... Внутри дома этой мартовской талой ночью пряталась тишина, только в трубе большой печи гудело да ходики четко би ли: так-так. Пашка лежал на спине, вытянувшись, под легким стеганым одеялом — слушал. Гуде ние это помнилось с детства, когда они, Шубины, жили большой семьей и он с братьями зимой спал на печи. Пашка осторожно отодвинулся от жены. Спустил с кровати ноги. Босой, мягко сту пая, вышел в прихожую , нашарил на выс тупе печного чувала спички, чиркнул, потя нулся к ходикам. Пяти еще не было. Он быстро натянул штаны, нашел на пе чи валенки, обулся на босу ногу., Повер нул голову к горничной двери, послушал — тихо, шагнул в запечье. Там, накрытая ста рой фуфайкой, стояла фляга с брагой. Пашка опустился на колени, боясь зашу меть, открыл крышку, нагнул посудину и, наклонясь, попил вволю. Надел быстро по лушубок, без шапки, ворот приподняв, шаг нул из сеней». Далее столь же дотошно будет описано, как во дворе к хозяину радостно кинется кобель, как вместе с кобелем они пойдут к бане, как там, у бани, Пашка закурит и при этом «от выпитого, от табака» у него слегка закружится голова, как затем, по стояв немного, подышав «запахом хвои» и послушав «дятелевый перестук», он ска жет: «Домой надо». И снова пойдет в избу, под бок к молодой жене... Вот, собственно, и весь рассказ, который называется «Мар товской талой ночью» и помещен в книге Василия Афонина «Последняя осень». Как бы соревнуясь по части бытописа тельства с В. Афониным, М. Голубков в по вести «Малые Ключики» описывает целых три пробуждения ото сна. Сначала мы наб людаем, как встает и собирается на рабо ту хозяин. «Первым, как всегда, поднимает ся Назар Чарушин. Еще только-только забрезжило на востоке, а он уже на ногах, ходит-бродит по дому, кашляет со сна, трубит своим прокуренным махрой горлом; возится, копошится, бренча ключами, возле косилки— смазывает подшипники, втулки, закручивает, подтягивает гайки; задает овса лошадям, поит их у колодца, ведет за прягать». На описание этих сборов уходит без малого глава. В следующей главе не менее подробно и обстоятельно живопису ется, как «часа полтора спустя после отъез да Назара поднимается Евгения», как «в одной ночной рубашке, босая» подходит к окну и стоит там, «поеживаясь в прият ном, легком ознобе, обняв грудь руками». Правда, на сей раз автор, фигурально вы ражаясь, пытается в грубую натуралисти ческую ткань вплести несколько тоненьких лирических волокон. Оказывается, в это «жаркое, душное лето вернулось к Евге нии что-то из молодости, что-то полузабы тое, давнишнее, сладко томившее ее и тре вожившее предчувствие какого-то обновле ния». Но так и не разобравшись толком, что же ее томило («то ли предчувствие это было связано с намеченным переездом...», «то ли это было связано с разором, с опус тением Малых Ключиков..,», «то ли захва тила Евгению беспокойная пора бабь его лета...»), Евгения идет на речку ку паться. И автор с трепетной лирической лани сно ва пересаживается на своего любимого «конька», снова начинает живописать: как героиня неторопливо раздевалась, как вхо дила в речку, как, «захватывая воду при горшнями, крепко растерла руками грудь и бока, бедра и живот» и т. д. и т. п. А еще через несколько страниц проснется дочь Евгении и Назара, и снова нам будут сооб щены все подробности, связанные с одева нием и умыванием... Читаешь и невольно вспоминаешь снова Щедрина, который по поводу подобного рода псевдореалистических картинок заме чал: «Скучно, назойливо, бездарно и ниче го больше. Перед читателем проходит бес конечный ряд подробностей, не имеющих ничего общего ни с предметом повество вания, ни с его обстановкой, подробностей, ни для чего не нужных, ничего не характе ризующих и даже не любопытных сами по себе». И сколько приходится встречаться в на шей современной прозе с такими «скуч ными, назойливыми» описаниями, где до тошно перечисляются, фиксирую тся все действия, все шаги героя, все его вздохи и телесные ощущения! А сколько пустосло вия, праздномыслия в длиннющих, нескон чаемых диалогах и монологах, которыми буквально заполнены иные романы и повес ти!.. Да и природа, столь любовно и щедро описываемая нашими прозаиками, тоже, если говорить начистоту, нередко играет роль композиционной затычки, служит многим авторам лишь для того, чтобы за полнить ею пустоты, залатать сюжетные прорехи... Да, как было уж е сказано, наши лучшие мастера слова научились эстети чески «осваивать» природу ничуть не хуже, а иные даже и лучше классиков. Но, право, когда едва ли не каждый второй-третий рас сказ начинается описанием восхода либо захода солнца, когда чуть ли не в каждой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2