Сибирские огни № 07 - 1979
ваний, переживаний. Но каким образом, с помощью каких средств донести до читате ля эту полноту и сложность? Оказывается, очень даже просто, стоит только усвоить несколько «железных», апробированных приемов, подобно тому, как мы усваиваем за школьной партой четыре действия ариф метики. Впрочем, по порядку. ПРИЕМ № 1. Назовем его условно «фи лософский перекур». Работает, допустим, на каком-нибудь крупном предприятии бригада строителей, токарей или ф резе ровщиков. Люди трудятся на совесть, не отвлекаясь ни на какие пустяки, ни на ка кие посторонние разговоры. Да у рабочих, собственно, и времени нет, чтобы попусту точить лясы. То есть как так нет, спохва тывается тут автор,— ведь если эти ребята будут только «вкалывать», читатель ниче го не узнает ни об их Духовном облике, ни об их запросах и взглядах на жизнь. И тог да автор, не мудрствуя лукаво, объявляет своим героям «перекур»; чтобы они и пере дохнули немного, и получили возможность раскрыть перед читателем все богатство своего внутреннего мира. Вот образчик та кого перекурочного диспута из повести В. Махонина «Общежитие»: «— Что поделаешь, жизнь часто сводит людей совершенно несхожих — бывают у нее такие капризы. Или в этом проявляется ее скрытая мудрость? Ведь она всегда'зна ет, что делает. А однообразие не Лр'Осто скучно. В нем динамики нет... — Я не понимаю жизнь как что-то отда ленное от меня: вот, мол, я, а вот жизнь. Как я живу, и мои товарищи, и другие лю ди, что делаем, чего хотим — это жизнь.'И рассуждать о ней со стороны не умею. Есть, конечно, такие, которые в такой болтовне видят смысл, но они, по-моему, из тех, ко торые сами не делают жизни, а только во круг ходят да глядят, чего бы стащить».- ПРИЕМ № 2. Застольная беседа. Отли чается от предыдущего лишь тем, что гам летовские монологи произносятся не во время перекуров, а в более подходящей обстановке. «Чокнутый разлил спирт по стаканам. — Разбавляете? — Зачем? — спросил Юшин.— За премье ру,— он поднял стакан. По очереди макая в крупную соль кар тошку, они закусили и потеплевшими гла зами посмотрели друг на друга. — Как вы все это могли запомнить? — Юшин восхищенно поцокал языком.— Ц е лый БДТ в одной голове! — Да-с, товарищ Юшин. Так-то оно и так. Сегодня вы видели плод, созревший в те чение последних двух лет. Да-да, двух лет! Минутку...— Чокнутый проворно встал, от кинул матрац в изголовье лежанки и дос тал несколько больших канцелярских книг. — Вот прошу,— он положил их перед Юшиным и скромно отошел в сторону. — Режиссерская экспликация трагедии «Короля Лира»,— прочитал вслух Юшин. — Экспликация — это видение режиссе ра,— пояснил Чокнутый и отобрал у Юшй- на книги.— Почти все постановщики этой трагедии,— доверительно сказал он,— трак туют ее, выпячивая социально-философ ские аспекты. А я решаю ее как драму че ловеческую,.- семейную. Это могло про изойти и сто лет назад, и сегодня, где-ни будь в Острогожске. И Лира могут звать не Лиром, а Толей, Колей, Юшиным, как-, например, вас...» И завершается эта беседа под звон ста канов с неразбавленным спиртом, конеч но же, раздумьями о счастье: «...— Я счастливый человек, товарищ Юшин. И не только из-за премьеры. Я счастлив каждый день, только бы проснуть ся утром... Потому что мне терять нечего. В этом весь секрет. Счастлив по-настояще му только тот, кому нечего терять. Един ственное—-надо суметь не озлобиться. По нимаете? А все остальное... все остальное— жизни- мышья беготня». (Александр Шаги- нян. «Отпуск без-содержания»). Как видим, для того, чтобы показать всю широту своего кругозора и всю глубину своего интеллекта, нашему герою -совре- меннику многого не надо: выпить да заку сить. И вот вам прекрасный повод для демонстрации ума, образованности, необъ ятности интересов и всех прочих положи тельно-прекрасных качеств, из коих скла дывается эта «высокая материя» — внутрен ний мир. Впрочем, иным героям для демонстрации своего интеллекта нужна не только выпивка с закуской, но и еще кое-что. . «•— Ты знаешь, что мы с тобой р-револю- ционеры? Знаешь или нет? — спрашивала она его в сумраке Марининой комнаты, в очень хорошие и нежные для них минуты... — Революционеры, да? Почему бы это? — Ну как же: на дворе НТР — научно- техническая .революция, а мы с тобой —■ кто? Мы с тобой научные работники и тех ники. Значит?! Она добивалась своего, Никандров начи нал рассуждать: _— Кто знает, кто знает — делаем ли мы эту самую революцию или только работаем на подхвате, пожинаем чьи-то плоды, мо жет быть, неумело пожинаем?.. И не мы ее — она делает нас?» А этот разговор происходит в постели, и ведут его герои романа С. Залыгина «Южноамериканский вариант», показанные автором, что -называется, многогранно и всесторонне. Им и ничто человеческое не чуждо, и в то же время они — творцы прог ресса, поборники НТР... ПРИЕМ № 3. Самоанализ. Как известно, многих литературных героев X IX века отли чало стремление уйти в себя, разобраться в собственных мыслях и переживаниях. «Этот человек,— писал Белинский о Печорине,— не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду, горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раз даются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разреше ния: подсматривает каждое движение сво его сердца, рассматривает каждую мысль свою». Такую же способность к углублен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2