Сибирские огни № 07 - 1979
нии природы; он, если продолжить наш* кинематографическое сравнение, пользу ется лишь одним общим планом, не столько показывая, сколько просто «перечисляя» основные приметы наступающего утра. Это сопоставление двух пейзажных зари совок сделано нами, конечно же, не для того, чтобы принизить Тургенева в глазах современного читателя, умалить его заслу ги. Просто это наглядное свидетельство, что литература наша все-таки движется впе ред, совершенствует свой художественный инструментарий, обогащается новыми при емами и способами отображения действи тельности. Можно привести еще немало аналогичных примеров, иллюстрирующих стремление наших современных авторов пойти в чем-то дальше классиков, твор чески развить и приумножить их традиции. Но прежде нам придется повести речь о другом... «Общечеловеческие образцы» и стереотипы Как-то один довольно известный критик, анализируя повесть одного сбвременного прозаика, написал буквально следующее: «Повесть невелика, охватывает неболь шой отрезок времени, но какое разнооб разие социальных типов... Тут и профес сор Поповский — металлург, инженер, но одновременно и физик, философ — нрав ственный образец, с которым сверяют себя все основные герои повести. И директор завода Шергов — суматошный, въедливый, совестливый, олицетворяющий собой чело веческий подход к делу. И его институтский товарищ — ответственный работник мини стерства, менеджер, что называется, ми лостью божьей, чуждый сантиментов, но под конец как бы заколебавшийся в своей жестокости. И молодые технократы, пугаю щие своей запрограммированностью, своим прагматизмом». Не правда ли, если судить по этой аттес тации, перед нами истинный шедевр. Гон чаров, к примеру, благодаря одному толь ко Обломову обессмертил себя, а тут це лая галерея «социальных типов». Однако при всем нашем уважении к маститому критику — а им был Б. Анашенков, опуб ликовавший в «Вопросах литературы» (1977, № 8 ) статью «Горизонты темы» — мы все же решили проверить его сужде ния, так сказать, по первоисточнику. О тыс кали повесть, о которой шла речь (повесть эта называется «Пуск», и написал ее Иосиф Герасимов), внимательно прочитали ее и пришли к совершенно неожиданному вы воду. Оказывается, то, что для писателя девятнадцатого века нередко было делом всей жизни, для писателя двадцатого века стало в полном смысле слова плевым де лом. Оказывается, создать социальный тип наш современный автор может, как гово рится, одним росчерком пера. Скажем, по является на страницах повести И. Гераси мова профессор Поповский. Автор сразу дает ему слово, профессор в одном моно логе излагает свои взгляды на самые ж гу чие проблемы НТР, затем в порядке «утеп ления» образа сообщается несколько пи кантных подробностей из его семейной жизни, и пожалуйста, перед нами закон ченный «социальный тип» — выразитель са мых новейших научных веяний и взглядов, с одной стороны, а с другой — обыкновен ный земной человек, которому ничто чело веческое не чуждо. По такой же «техноло гии» создает И. Герасимов и всех остальных своих типов, которые, как и профессор По повский, с одной стороны, «выражают» се бя в пространных монологах, а с другой — живут обычной земной жизнью: разводятся с женами, имеют любовниц, выпивают... Быть может, не стоило бы заострять вни мание на повести И. Герасимова и на ее оценке Б. Анашенковым (тем более, что в свое время мы подробно писали о ней), если бы случай этот тоже не был по-свое му типическим. Слишком уж часто наша, критика стала в последнее время употреб лять это высокое понятие — тип, типический характер. Кто-то из классиков сказал: быть карли ком в искусстве не зазорно; страшно, ког да карлика ставят на ходули. Слова эти ска заны непосредственно в адрес служителей муз, однако их вполне можно обратить и к литературным героям. Никто не осудит писателя, не сумевшего создать в своем произведении могучий характер, равный Гамлету, Раскольникову, Базарову... Но вот когда литературного карлика ставят на хо дули, когда любую мало-мальски запоми нающуюся фигуру выдают за художествен ное открытие — тут уж, как говаривал О с тап Бендер: «Не надо оваций!» К сожалению, мы знаем немало случаев, когда критика выдавала желаемое за дей ствительное. Создание современного типического ха рактера — задача труднейшая. Тут может даже возникнуть такой вопрос: а возможно ли вообще сейчас создать характер, рав ный по силе обобщения Гамлету, Дон-Ки хоту, Обломову, Раскольникову?.. Вопрос далеко не праздный и не такой уж наив ный, и чтобы как-то прояснить его, нам при дется сделать небольшой экскурс в об ласть литературной теории. Позволим себе напомнить еще несколь ко банальных истин. Как известно, наибо лее «урожайным» на типические характеры был девятнадцатый век. Двадцатый век в этом смысле выглядит намного скуднее. Павел Корчагин, Василий Теркин, дед Щ у- карь, Остап Бендер, на Западе — Кола Брюньон, Швейк... Да вот, пожалуй, и весь список литературных героев нынешнего века, чьи имена стали нарицательными, на ряду с именами десятков, если не сотен, персонажей, созданных писателями прош лого столетия. Такое соотношение в пользу «века ми- нувшего» объясняется в общем-то доволь но просто. Как мы знаем, в каждом лите ратурном типе есть два начала — социаль ное и общечеловеческое. То есть всякий типический характер наряду с чертами, при
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2