Сибирские огни № 07 - 1979
бенности» всегда самое почетное место от водилось пейзажу, который являлся «источ ником настроений, чувств, мыслей» героя. «Разочарование, мрачное настроение кня зя Андрея после разрыва с Наташей,— чи таем мы в учебнике А. Зерчанинова, Д. Рай- хина,— окрашивает в мрачные тона и окру жающий пейзаж. «Он посмотрел на полосу берез, с их неподвижной желтизной, зе ленью и белой корой, блестящих на солн це. «Умереть... чтоб меня убили, завтра, чтоб меня не было...: чтобы все это было, а меня бы не было...» ...А поэтичность натуры Наташи, наобо рот, раскрывается на фоне весенней лунной ночи в Отрадном». Многим нашим писателям, изучавшим в свое время русскую литературу по выше названным учебникам, прием этот, как видно, глубоко врезался в память. И они, что называется, приняли его как руковод ство к действию. Видимо, только этим мож но объяснить обилие в нашей сегодняшней прозе сцен, где внутреннее состояние ге роя «обеспечено» соответствующей пей зажной зарисовкой. Открываем повесть Михаила Голубкова «Малые Ключики» и читаем: «Со стороны, из потаенного, укромного закутка, все звуки поляны особенно раз личимы, там, кроме боя кузнечиков,— и хлопотное гудение пчел, берущих взяток, и шелест обсыхающей под солнцем травы, и зуд над всей поляной, над каждым цвет ком, над каждой травинкой разного му- хотья, разных букашек и насекомых. Полу чается дружный, как в громком, хмельном застолье, спев, хоть всяк и дует в свою дуду. И Назар сейчас сам не последний на этом пиру. Все в нем распахнуто и рвется навстречу разноголосому гомону, он сей час частица всего живого, всего поющего, кричащего, дышащего, всего летающего, бегающего, ползающего по земле, он центр мироздания, и все вокруг для него, точно так же, как и он для всех, для каждой тра винки-былинки, для каждого насекомого и букашки». В общем — весело на душе у героя, и соответственно всё вокруг ликует и сияет: ярко светит солнце, пахнет разнотравьем, птички заливаются на разные голоса... За грустил герой, и декорация сразу меняется: в небе появляется журавлиный клин, опа дают листья с деревьев, льет нудный осен ний дождь... Впрочем, иные более «хит рые» авторы пользуются приемом контрас та: человеку тяжко, а в природе все цветет и благоухает, и наоборот... Но суть от этого нисколько не меняется. Штамп всегда оста ется штампом, даже если его перевернуть вверх ногами. Можно привести еще один наглядный пример использования школьного учебни ка в качестве руководства для воплощения художественных замыслов. В учебном пособии С. Флоринского ска зано: «Характеристику каждого помещика Го голь начинает с описания обстановки, в ко торой тот живет... Так, внешний вид усадьбы Манилова подчеркивает и непрактичность ее хозяина, и его сентиментальную мечта тельность, и внутреннюю пустоту человека «ни то ни сё»: «дом, построенный на юру», «храм уединенного размышления», «скуч новато-синеватый цвет соснового леса». Этот прием особенно пришелся по душе нашим современным прозаикам. Трудно, почти невозможно припомнить произведе ния, где бы писатель, создавая образ ме щанина, потребителя, не пользовался бы этими сугубо гоголевскими приемами, не подчеркивал бы эту рабскую зависимость человека от обстановки, от мира вещей. Вот, к примеру, небольшой фрагмент из повести Лилии Беляевой «Семь лет не в счет», «Уже от входной двери начинало казать ся, что это и не квартира вовсе, а макет квартиры на международной выставке ме бели. В просторной прихожей с зеркалом во всю стену вас просили повесить пальто в глубину черного лакированного шкафа, отделанного серебряной чеканкой. Чтобы снять, положим, сапоги, вы имели право воссесть в одно из двух кресел, обитых невиданной экзотической тканью. При этом вам светил мраморный ангел, скромно стоя щий в углу с электрическими свечами в воз детых руках, и чуть-чуть насмешливо улыбался вашей оробелости и смущению. Дальше — больше: огромный толстый ко вер по ногами, шкура леопарда, небрежно распластанная у камина, хрустальная люст ра, а под ней белый рояль со свечами в позолоченных подсвечниках». У Ильи Лаврова в его «Лирическом ка лендаре» есть очень интересное размыш ление: «Вот написал «деревца-костры», и стало мне беспокойно. Ведь этот образ-находка принадлежит Есенину: «Горит костер ряби ны красной, но никого не может он со греть». Блистательно! И вот заполыхали эти костры почти у каждого автора, и превратили они, эти ав торы, драгоценный образ в штамп... За украденную шапку судят, а за укра денный образ плагиатор не несет никаких наказаний. Итак, я вычеркиваю «деревья-костры». Писатели, поэты! Погасите в своих книж ках чужие костры. Пусть полыхает только есенинский костер. Он и один обогреет нас всех. Не надо губить поэзию!» Так вот, читая подобные описания, тоже хочется сказать нашим обличителям ме щанства: уберите, пожалуйста, из своих повестей и романов эти нудные инвентари зационные описи, ибо то, что у Гоголя было подлинным открытием, у вас просто школярское подражание, и подобно тому, как старый, всем известный анекдот не вызывает смеха, так и назойливое повто рение одних и тех же приемов не дает никакого художественного эффекта. Да и сам мещанин-то давно уже переродил ся, давно уже прошел этап «вещизации».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2