Сибирские огни № 07 - 1979
Владимир Шапошников ЧТОБЫ СТАТЬ КЛАССИКОМ Признаться откровенно, этот заголовок выведен после долгих колебаний. Ведь для критика и литературоведа нет ничего опас нее, чем впасть в снобизм, встать в позу этакого всезнающего мэтра, дающего уни версальные рецепты, как именно надо пи сать, каким правилам и канонам следо вать при создании художественного произ ведения. Подобного рода горе-наставники появлялись, как мы знаем, в разные време на и у нас, и на Западе, но всех их пости гала одна участь: их «руководства» лишь пополняли копилку литературных курье зов. Посему сразу внесем ясность. Дан ный заголовок вовсе не является заявкой на учительство, и все, о чем пойдет речь ниже, преследует только одну цель — вы яснить, чего же недостает, с нашей точки зрения, сегодняшней литературе, почему у нас, при огромном количестве выпу скаемых ежегодно книг, так мало ше девров. А литературе нашей не хватает именно шедевров, и доказать это можно, что на зывается, на пальцах. Возьмем, для сравне ния, два разных десятилетия, разделенных сотнею лет,— допустим, семидесятые годы прошлого века и века нынешнего. Там что ни год — русская литература давала чита телю произведения, которые чуть ли не сразу по выходе их в свет причисляли к разряду классических. «Анна Каренина», «Подросток», «Кому на Руси жить хорошо», «История одного города», «Бесприданни ца», «Вешние воды», «Очарованный стран ник»... А что мы имеем на сегодняшний день? Какие произведения, вышедшие за послед ние годы, мы можем признать шедеврами, за какие из них можем смело поручиться, что их удел — бессмертие? Скажут: нечест ный прием. То ведь было время, когда на ходились в полном расцвете сил Толстой и Достоевский, Щедрин и Некрасов, Турге нев и Островский. А сейчас... А что, собст венно, сейчас? Разве сейчас мало талантов или русская земля оскудела ими? Отнюдь. 12 Сибирские огни № 7 По теории вероятности — их даже должно быть еще больше, так как народонаселе ние страны за век возросло почти вдвое, да к тому же совершенно исчезла негра мотность. Впрочем, не будем поверять ис кусство арифметикой. Видимо, здесь дейст вуют иные законы, чем, скажем, в науке... И тем не менее как-то обидно становится за наш просвещенный век, который, достиг нув уже восьмидесятилетнего возраста, так и не дал миру ни нового Толстого, ни Дос тоевского, ни Чехова. Хотя, конечно, и XX веку тоже есть чем погордиться. У нас есть и «Тихий Дон», и «Хождение по мукам», и «Двенадцать стульев», и «Угрюм-река», и еще целый ряд книг, давно уже ставших классикой. Но книги эти написаны в пер вой половине века. Очевидно, все вышесказанное покажется банальными истинами, тривиальными умо заключениями. Но куда денешься, как избе жать этих банальностей, когда все больше и больше убеждаешься, что наша мас совая (в смысле, издаваемая массовым ти ражом) литература — за редким исключе нием, просто беллетристика, что даже иные маститые прозаики подчас избегают слож ных художественных задач. Путями, которые «протоптанней и легше» Как, вероятно, помнит читатель, некогда преподавание литературы в школе велось по учебникам С. Флоринского , А. Зерчани- нова, Д. Райхина. Легко было учиться по этим пособиям: все там было разложено по полочкам, любое произведение — будь то «Слово о полку Игоревен или «Война и мир» — четко расчленялось на «состав ные»: история создания, идея, образы, ху дожественные особенности. В свою оче редь, каждая из этих «составных» тоже де лилась на ряд обязательных компонентов. Допустим, в разделе «Художественные осо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2