Сибирские огни № 07 - 1979

Веслав Саневский ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ КИНО ШУКШИНА В Польше статья о советском кино за­ канчивается, обычно, констатацией того факта, что на фоне других кинематографий оно особенно выделяется своей жизненно­ стью, содержательностью и динамично­ стью. Бывает, что автор идет и дальше: за­ дается вопросом, почему это так? Что от­ личает фильмы Страны Советов среди прочих, что дает им силу? Но тут, вместо ответа, чаще всего бывает нарисован ши­ рокий исторический фон. Мелькают имена Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко, Ку­ лешова, Шенгелая, Калатозова, Герасимова, Козинцева, Хуциева и Тарковского. Упоми­ нается о вкладе кинематографий отдель­ ных республик, о фильмах, касающихся важнейших событий в истории Советского Союза, о большой баталистике Озерова, об интеллектуальном кино Михаила Ромма и поэтичности Чухрая. И все же это оказы­ вается лишь малая часть того, о чем необ­ ходимо упомянуть непременно, чему сле­ дует посвятить хотя бы один абзац. Вот почему попытки найти единое исчер­ пывающее определение для советского кино кажутся мне занятием безнадежным, ввиду невозможности охватить одним взглядом всей его панорамы. Большим упрощением было бы объяснение силы этих фильмов спецификой советской куль­ туры через обращение к традициям и к их преемственности. Ибо главной чертой, отличающей кино Страны Советов, является его интерес к человеку. Интерес всесторонний, которому всегда сопутствует серьезность и высокое морально-философское звучание. Почти в каждом произведении можно заметить стремление показать героя или группу ге­ роев, как можно более полным и глубоко человечным образом. Так обстоит дело в «Балладе о солдате» Чухрая, «Ивановом детстве» Тарковского, в «Судьбе челове­ ка» Бондарчука. Из невоенной тематики примерами могут служить «Девять дней одного года» Ромма или «Твой современ­ ник» Райзмана. Критика отмечала в этих произведениях заботу о том, чтобы личность была выпукло и детально изображена на фоне общест­ венной жизни, в столкновениях с историче­ скими конфликтами эпохи, в диалектиче­ ской связи с той действительностью, в которой она живет. Характерно, что созда­ тели фильмов относятся ко всем человече­ ским делам, даже, на первый взгляд, к не­ значительным — с полным уважением, без нарочитой гипертрофизации и искажения, С татья написана специально для «Сибир­ ских огней». что столь присуще определенным течени­ ям в западном кино. Чувствительность к человеческим судь­ бам, страстный, эмоциональный анализ внутреннего мира героев является, таким образом — на взгляд польской критики — важнейшим элементом советской кинема­ тографии. В последнее время с этой точки зрения все чаще привлекает внимание экранное творчество Василия Шукшина. Представ­ ляется, что восприятие его фильмов в Польше проливает определенный свет на то, каким путем создается вышеуказанное общее впечатление, хотя, наверное, и не объясняет этого до конца. Наиболее известным произведением Ш ук­ шина в Польше стала «Калина красная». Уже первые кадры фильма могут озадачить мно­ гих зрителей. На фоне агитплакатов и ло­ зунга «Только социализм обеспечивает воз­ вращение к нормальной жизни» мужской хор исполняет песню «Вечерний звон». Пе­ ред нами, однако, не торжественное засе­ дание, а выступление ансамбля рецидиви­ стов в исправительной колонии. Так могла | бы начинаться комедия сатирического пла­ на, но так начинается драма. Как будто бы ничего нового — еще один рассказ о по­ пытке порвать с преступным прошлым, ко­ торую предпринимает один из бывших вос­ питанников интерната для трудновоспиту­ емых, а ныне уже опытный уголовник Егор Прокудин. Той же теме посвящен, напри­ мер, югославский фильм «Депс» режиссе­ ра Антуна Врдоляка, но там все было зна­ чительно проще. Автор как бы и забыл, что существует нечто, называемое психи­ кой. И поэтому в «Депсе» есть борьба с окружением, с обществом, которое сопро­ тивляется принятию в свои ряды преступ­ ника, отбывшего многолетнее заключение, но нет внутренней борьбы героя — как будто привычка к легкому заработку не столь сильна, а долгое пребывание в тюрь­ ме не оставило особого следа. Польская критика и зрители, несомненно, обратили внимание на тот факт, что в «Ка­ лине красной» общество настроено вполне доброжелательно к бывшему правонару­ шителю, а государственные органы на деле реализуют лозунг, показанный в начале фильма. У Прокудина тоже самые благие намерения, и тем не менее дело его без­ надежно. Причина — в нем самом. И в такой точке зрения кроется определенная неожидан­ ность. Драма Прокудина становится близ­ кой нам благодаря тому, как она показана: неторопливость повествования; умение за­ держать внимание на какой-то фигуре, сце

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2