Сибирские огни № 07 - 1979
Веслав Саневский ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ КИНО ШУКШИНА В Польше статья о советском кино за канчивается, обычно, констатацией того факта, что на фоне других кинематографий оно особенно выделяется своей жизненно стью, содержательностью и динамично стью. Бывает, что автор идет и дальше: за дается вопросом, почему это так? Что от личает фильмы Страны Советов среди прочих, что дает им силу? Но тут, вместо ответа, чаще всего бывает нарисован ши рокий исторический фон. Мелькают имена Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко, Ку лешова, Шенгелая, Калатозова, Герасимова, Козинцева, Хуциева и Тарковского. Упоми нается о вкладе кинематографий отдель ных республик, о фильмах, касающихся важнейших событий в истории Советского Союза, о большой баталистике Озерова, об интеллектуальном кино Михаила Ромма и поэтичности Чухрая. И все же это оказы вается лишь малая часть того, о чем необ ходимо упомянуть непременно, чему сле дует посвятить хотя бы один абзац. Вот почему попытки найти единое исчер пывающее определение для советского кино кажутся мне занятием безнадежным, ввиду невозможности охватить одним взглядом всей его панорамы. Большим упрощением было бы объяснение силы этих фильмов спецификой советской куль туры через обращение к традициям и к их преемственности. Ибо главной чертой, отличающей кино Страны Советов, является его интерес к человеку. Интерес всесторонний, которому всегда сопутствует серьезность и высокое морально-философское звучание. Почти в каждом произведении можно заметить стремление показать героя или группу ге роев, как можно более полным и глубоко человечным образом. Так обстоит дело в «Балладе о солдате» Чухрая, «Ивановом детстве» Тарковского, в «Судьбе челове ка» Бондарчука. Из невоенной тематики примерами могут служить «Девять дней одного года» Ромма или «Твой современ ник» Райзмана. Критика отмечала в этих произведениях заботу о том, чтобы личность была выпукло и детально изображена на фоне общест венной жизни, в столкновениях с историче скими конфликтами эпохи, в диалектиче ской связи с той действительностью, в которой она живет. Характерно, что созда тели фильмов относятся ко всем человече ским делам, даже, на первый взгляд, к не значительным — с полным уважением, без нарочитой гипертрофизации и искажения, С татья написана специально для «Сибир ских огней». что столь присуще определенным течени ям в западном кино. Чувствительность к человеческим судь бам, страстный, эмоциональный анализ внутреннего мира героев является, таким образом — на взгляд польской критики — важнейшим элементом советской кинема тографии. В последнее время с этой точки зрения все чаще привлекает внимание экранное творчество Василия Шукшина. Представ ляется, что восприятие его фильмов в Польше проливает определенный свет на то, каким путем создается вышеуказанное общее впечатление, хотя, наверное, и не объясняет этого до конца. Наиболее известным произведением Ш ук шина в Польше стала «Калина красная». Уже первые кадры фильма могут озадачить мно гих зрителей. На фоне агитплакатов и ло зунга «Только социализм обеспечивает воз вращение к нормальной жизни» мужской хор исполняет песню «Вечерний звон». Пе ред нами, однако, не торжественное засе дание, а выступление ансамбля рецидиви стов в исправительной колонии. Так могла | бы начинаться комедия сатирического пла на, но так начинается драма. Как будто бы ничего нового — еще один рассказ о по пытке порвать с преступным прошлым, ко торую предпринимает один из бывших вос питанников интерната для трудновоспиту емых, а ныне уже опытный уголовник Егор Прокудин. Той же теме посвящен, напри мер, югославский фильм «Депс» режиссе ра Антуна Врдоляка, но там все было зна чительно проще. Автор как бы и забыл, что существует нечто, называемое психи кой. И поэтому в «Депсе» есть борьба с окружением, с обществом, которое сопро тивляется принятию в свои ряды преступ ника, отбывшего многолетнее заключение, но нет внутренней борьбы героя — как будто привычка к легкому заработку не столь сильна, а долгое пребывание в тюрь ме не оставило особого следа. Польская критика и зрители, несомненно, обратили внимание на тот факт, что в «Ка лине красной» общество настроено вполне доброжелательно к бывшему правонару шителю, а государственные органы на деле реализуют лозунг, показанный в начале фильма. У Прокудина тоже самые благие намерения, и тем не менее дело его без надежно. Причина — в нем самом. И в такой точке зрения кроется определенная неожидан ность. Драма Прокудина становится близ кой нам благодаря тому, как она показана: неторопливость повествования; умение за держать внимание на какой-то фигуре, сце
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2