Сибирские огни № 07 - 1979
— Почему мне хочется сделать этот фильм и не разъезжается ли он с постоян ной моей тематикой? Я думаю, что нет, по тому что Степан. Разин — это тоже кресть янство, но только триста лет назад. Поче му Степан Разин случился в истории как Степан Разин, почему эта фигура казачьего атамана выросла в большую историческую фигуру? Потому что он своей силой и сво ей неуемностью, своей жалостью даже, воткнулся в крестьянскую боль. Были до него удачливые атаманы, и после него удачливые атаманы были. Были такие же яркие. Эта среда выдвигала действительно по-настоящему одаренных и воинов, и раз бойников. Но почему же один так прочно пойман народной памятью? Потому что он неким образом ответил вот той крестьян ской боли. На Руси тогда начиналось закре пощение крестьянства, Русь разбегалась, она искала, искала заступников, она всяче ски оборонялась от боярства, которое шло по переднему плану к закабалению, и, ког да появился такой вожак и мститель, ко нечно, он собрал громаду людей и оттого еще, что сложил голову за это дело, он уже прочно вошел в историю и особенно в крестьянскую память. Отсюда, может быть, он у меня и появился как яркий, не повторимо яркий, сильный, вольный, могу чий заступник крестьянства. Он казак. Это обособленный слой русского народа. Но для меня он прежде всего крестьянский заступник. — Мы упустили в нашем разговоре одну важную деталь. А именно, что фильм о Степане Разине — это экранизация твоего романа, посвященного великому крестьян скому герою. — Чтобы понять его, я ввел его в одном качестве: он у меня «ремесленник от вой ны». Но дороже всего мне этот человек именно как человек, замкнувший свои ин тересы в поисках воли, в крестьянскую боль и чаяния. Вот отсюда, как продол жение темы — отскок на 300 лет в историю. — Крестьянский вопрос сложен в такой стране, как СССР... — Я так думаю, что не сумею просто- напросто много рассказать, проживи я да же три жизни... Потому что слишком крут перелом, слишком крутой поворот произо шел в истории общественной формации, общественной психологии, особенно среди крестьянства. А если вспомнить, что в двадцатые годы в нашей стране было, на верное, 80% крестьян, подавляющее боль шинство, почти можно говорить о наро де,— ну, несколько вычленяя специфику крестьянской жизни, интересов. — Ты, видимо, причисляешь к этим 80% и себя. Кстати, многие называют тебя «кре стьянским писателем»... — Нынешние критики говорят: деревен ский писатель, но они не совсем правы, на клейкой своей, этикеткой они немножко обуживают смысл и значение самого явле ния. Мне нравятся ребята из так называе мых деревенских писателей, мне они пред ставляются очень честными людьми, каж дый из них — я многих, почти всех их знаю — всякий раз не просто та« прихо дит, а через что-то... каким-то образом мне чудится приход его обязательным.. По требность изнутри какая-то большая и не умолимая. И потому они более естествен ные, более понятные, ясные, очевидно, на шему читателю. Боюсь тут делать экивоки в сторону, потому и не отказываю с каких- то ценностях другим писателям, город ским. Но у меня язык не поворачивается обозвать их просто городскими, мне ка жется, я этим обижаю... — Из крестьянского писателя ты стал ре жиссером и актером. Скажи еще что-ни будь о своем фильме «Степан Разин». — Я думаю, что работа над фильмом начнется осенью этого года, 1974-го, а за кончится где-нибудь в конце 1976-го. Сце нарист — я. Режиссер — я. А вот актер — не знаю кто, я поищу актера, возможно, сыграю сам. Но не откажу себе в поиске. У нас очень провинция богата актерами. -Это так происходит: вот люди одинаковых способностей окончили училище, институт театральный свой, но один остался, сумел остаться здесь, это не так просто, а другой уехал. Мне охота поездить по провинции, посмотреть, нет ли свежего лица; мне очень нравятся новью люди, не примель кавшиеся. — В других фильмах — например, в «Ка лине красной» — ты на женскую роль взял свою жену. Намерен ли ты повторить этот опыт и в «Степане Разине»! — Женских ролей у меня почти нет; это повстанческое движение, восстание, бунт, женщин совсем мало, у Разина есть тетка, Матрена Говоруха, есть жена, но она на экране редко появляется, ,постольку-по- скольку. Личной жизни его очень немного. При ехал домой, но только мимоходом. Частной жизни минимум. Кажется, тут и не в этом дело. Тема иначе взята. Кроме того, раз мер фильма, хоть он и в двух сериях, не позволяет показывать неторопливо, да и всякий раз фильм требует огромного мет ража и времени, и пространства. Я написал роман о Разине, он в этом го ду выйдет. Перевела с итальянского Ю. Д О Б Р О В О Л Ь С К А Я
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2