Сибирские огни № 07 - 1979
жизнь — смерть) уже невозвратимы, надо искать новые нравственно-философские опоры, надо переболеть и выровняться. Я слышал, что в Москве в Измайловском парке все чаще стали собираться по суб ботам бывшие деревенские люди, не ус певшие еще психологически раствориться в большом городе, чтобы просто погово рить о своих и чужих деревнях, попеть пес ни (не обязательно народные — кто их те перь и в деревне помнит?), а просто попеть, потому что непременное пение де ревенского застолья и праздника в городе сошло на нет, заменившись слушанием пе ния телевизионного. Это знаменательные собрания. И рад бы человек сохранить прежние привычки, а ускорившееся время ему этого позволить не может. Упирайся, а иди — оттого и нетерпение, и искательство истины. Шукшин чувствовал это с остротою под линно глубокого русского художника и на коротких пространствах рассказа выразил полнокровнее, чем иной многодум на бес крайних полях эпопеи. Кого еще так любили в народе, как Ш ук шина, такой личной любовью? Может быть, только Есенина. Чем объяснить это чувство кровности — не знаю. Всбгда у нас любили писателей, но там все по-другому: уваже ние к учительству, благодарность за про зрение, за духовное взаимопонимание. А тут любовь бережная — как к сыну и брату. И гордость — этот наш, он все су меет. Наверное, исток тут в корневой близо сти, в мировоззренческой молодости наро да, в этой подвижно-устойчивой широте, удали, в прямоте чувствования и здоровом выражении страстей — во всех тех глубин ных национальных чертах, которые иногда уже кажутся выветрены практическим воз духом времени, а вот, оказывается, не только живы, но и верно увидены и счаст ливо выражены художником. Между Шукшиным и читателем никогда не было дистанции. Они жили и живут в одном сердце. Поэтому не надо быть про роком, чтобы сказать, что книжная слава Шукшина будет переменчива — литерату роведческий интерес, остывая и разгораясь, пойдет приливами, живое исследование бу дет перемежаться молчанием, другие име на, возмужав, заслонят имя писателя, нов кровеносной системе народа он будет жить долгой и здоровой жизнью — жале емый ,и любимый. Наш сын и брат... НЕУМОЛИМАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ПРАВДЫ Незадолго до своей безвременной кончины Василий Шукшин встретился с коррес пондентом газеты «Унита» в Москве Карло Бвнедетти —- горячим пропагандистом его творчества в Италии. (На страницах органа ИКП было опубликовано около десятка его статей и рецензий о фильмах и книгах В. Шукшина). Проблематика творчества Василия Шукшина живо заинтересовала итальянских чи тателей и, прежде всего, молодежь. 28 сентября 1975 года орган итальянской коммуни стической молодежи «Нуова Дженерационэ» («Новое поколение») опубликовал текст беседы с Шукшиным, записанной Карло Бенедетти на пленку. Мы воспроизводим эту беседу. К. Б.— Это не интервью. Это вольная дружеская беседа. Прежде всего, расска жи нам о своей жизни, о своей писатель ской и актерской «карьере». В. Ш.— Я родом из деревни, крестья нин,— потомственный, традиционный; очень рано пошел работать,— была война, мы не доучивались в школах, я окончил семь классов и начал работать в четырнадцать лет. Пошел работать, затем подоспел срок, и я .пошел служить — служил во флоте. Только затем у меня в жизни появился ин ститут, а до этого я сдал экстерном за де сять классов. Получается, что от начала вступления в самостоятельную жизнь до возможности осмысления в институте все го, что я успел увидеть, миновало десять- одиннадцать л е т— прошел период набора материала, напитанности им. Стало быть, в институте я мог размышлять уже на базе собственного жизненного опыта; отсюда, может быть, появилась более или менее самостоятельная интонация... — Но кроме собственной интонации еще была и сильная личность педагога, повли явшего на твое культурное развитие... — Я, к счастью, попал в мастерскую че ловека очень интересного, человека глубо кого ума, интеллигента — Михаила Ильича Ромма, ныне покойного. Я его с благодар ностью вспоминаю всю жизнь. Может быть, именно то обстоятельство, что сначала я успел кое-что повидать, а потом встретил ся с разумом , который был в состоянии по мочь осмыслить мною же виденное, при вело меня к тому, что захотелось писать — я писать начал в ^.институте, и первый мой опыт читал Михаил Ильич Ромм. Он, как говорится, благословил меня на это. Хоть и совсем первые просматривал он расска зы,— а это были еще слабые рассказы,— тем не менее советовал этого дела не оставлять. По окончании института я вы брался на профессиональную дорогу и стал уже печататься. Вот все, что касается выбора, так сказать, дороги в искусство.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2