Сибирские огни № 07 - 1979
Сашке не до того. И слово это не из Саш киного обихода. Это опять злость захлест нула, и автор не утерпел. Особенно мучает Шукшина именно бес- * человечная невнимательность («Сапожки», «Постскриптум»), Выражена она всюду с той личной болью, которая есть первое свидетельство искренности. Городской че ловек терпеливее, он повидал больше и иногда может даже отвлечься ради ирони ческого наблюдения, ради классификации и типологии зла. Здоровая душа писателя брезгует этой биологической зоркостью и торопится высказаться — нетерпеливо, пер выми словами, что под рукой. И когда в городском дурном человеке Шукшин видит переодетого деревенского, он, с горьким недоумением поглядев, зло мстит ему, не выбирая средств, как в уличной драке. По этим' срывам в невольную публицис тику, в повышенную интонацию особенно узнаешь, что рассказы давались Шукшину тяжело, что его косила живая боль — «про сишь людей, чтоб помогли, а они отворачи ваются, в плаза не смотрят. И временами жутко становится». («Материнское серд це»). Тут уж свои, чужие — все едино. Че ловеческое надо защищать в человеке, иначе незачем и работать. И вот сердце не выдержало. Читаю рассказы и вижу, как изнашивается великая душа. Диагноз мог быть каким угодно, неизбежность смерти была явственна. В России всегда проза хо тела быть больше самое себя и дорого платила за это — Шукшин в этом почетном мартирологе занял горестное в своей спра ведливости место. Нет, диалог велся не между городом и деревней, а, с к о р е е— между культурой и цивилизацией. Отвлеченные эти понятия, так часто перемешиваемые, порою свива ющиеся чуть не в кольцо, где не разбе решь конца одного и начала другого, в простых, насквозь конкретных рассказах Шукшина ощутимы с замечательной отчет ливостью. Наследованная, корневая жиз ненность культуры редко согласуется с умозрительной механистичностью цивили зации, и чем проще пример, тем разница нагляднее. Вот в «Двух письмах» герой мучается бес сонницей, и терзает его стыд перед род ной деревней, которую он оставил когда-то с глупым и стыдным молодечеством и бес памятством, и кажется, вот-вот возродится его душа. Но утром походил по заводу, за вертелся, вовлекся в успокоительную бе готню будничных забот, и вот уже стесня ется своих ночных мыслей, и потихоньку выпроваживает их вон. Какой тут город и какая деревня... Рассудок сокрушил серд ц е — вот и все. В «Земляках» пришел к де ревенскому старику городской и ничего не просил, а только ловил воспоминания о давней юности своего собеседника, словно искал в них подтверждения и своей жизни. И так же потихоньку ушел, не сказавшись, а оказало сь— брат был деревенскому. За чем приходил? За сердцем. За опорой пе ред смертью. Никто из героев напрямую ничего не умеет назвать, это томление почти расти тельное, но по духу и направлению глубоко верное. Это еще почти немота, только на щупывание слова. Иногда это слово так и не найдется, но читатель выйдет 1 из расска за поздоровевшим. Что случилось с Колькой Паратовым, де ревенским плясуном и гармонистом, же нившимся на красивой москвичке и посе лившемся в столице? Чего ему не хватало? А вот открыл газ на кухне, и все... Ну, не любил жену с ее родней. Так что из этого? А надо только вообразить, что он с тою же нелюбовью, но на родной земле, среди крестьянской привычной работы, и все сра зу переменится, и окончание рассказа са мо собою другое представится, потому что Колька сразу увидится иным — корневым и устойчивым, духовно опорным. Это один взгляд — с очевидным первен-. ством культуры как традиции. А второй — посложнее. Чего добивается герой рассказа «Сре зал», все время норовя спровоцировать го родского приезжего человека на отвлечен ный спор ¡и набрасываясь на него? Отчего «психопат» из одноименного рассказа, те ряя слова в досаде, кричит на городского доктора, обвиняя ничего не понимающего человека во всех грехах мира? О тчего ге рои «Версии», «Материнского сердца», «Привет Сивому», «Ноль-ноль целых» окан чивают свои опыты диалога с устойчивой городской средой обыкновенными драка ми? Наконец, почему вообще воздух шук шинских рассказов наэлектризован и как-то опасно неустойчив, нестабилен? Всякий раз говор сразу вскипает в спор, словно непре менно надо решить что-то насущное, без чего не будет покоя. А дело, наверное, в остро ощутимом вторжении умозрительного, рассудочного, городского бытия в еще недавно устойчи вый мировоззренческий мир деревни. Де ревня исподволь переменилась, словно не заметив того, и вот эти медленные количе ственные сдвиги вдруг ра зам собрались, и человек, повернувшись к зеркалу, не узнал себя и обеспокоенно пустился искать утраченную цельность, восстанавливать рас шатанные звенья. Мы много говорим об экономически новой деревне и не сразу видим, как усложняется психологическая структура, как деревня «болеет», словно после прививки, как трудно усваивает но вую вакцину. «Ах, город село таранит, ах, что-то идет на слом. Меня все терзают грани меж го родом и селом»,— в этом элегическом вздохе Николая Рубцова два глагола, одна ко слишком резки для элегии— «таранит» и «терзают». И в своей резкости очень верные. Только Рубцов более назад смот рел, на уходящую деревню, и с печальной силой и болью прощался с нею, а Шукшин вперед глядит и неприветливо здоровается, как город и впрямь «таранит» село все ак тивнее, и это все более «терзает» не ус певшего приготовиться к перемене челове ка. Прежний покой и устойчивость кален дарно-природной ритмики (зима— лето,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2