Сибирские огни № 07 - 1979
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ К 50-ЛЕТИЮ В. ШУКШИНА Валентин Курбатов НАШ СЫН И БРАТ Я давно читал рассказ Шукшина «Обида» о том, как унизили душу Сашки Ермолаева и как бессильно пытался доказать Сашка, что он «не верблюд». Впечатление понем ногу стерлось, и в памяти осталось только: «Да, не повезло мужику!». А недавно услы шал «Обиду» в чтении С. Ю рского и не узнал рассказа. Я даже в текст заглянул — нет, все как есть. Актер снял кожу с рас сказа, и обнаженные нервы отозвались та кой болью, что впору самому, подобно Сашке, браться за молоток и, не разбирая дороги, бежать восстанавливать справедли вость, потому что иначе жить нельзя, иначе жить просто не стоит. Восторжествовала тьма, которая грозит поглотить не одного Сашку. Человек оказался беззащитен, исти на бессильна, справедливость попрана — дело нешуточное. И, вслушавшись в знако мые строки, я понял, что Шукшина не чи тал давно ¡и, значит, пришла пора посмот реть все его рассказы еще раз — через увеличительное стекло времени. Не стану писать статью. Статья — жанр деспотический и часто вправляет мысли, как вывихи — решительно и больно... И л о том статья предполагает обобщения, миро воззренческие выводы, требует завер шенности, как маленькое учение, как целая художественно-философская систе ма. А иногда хочется оставить мысль во всей беззащитной субъективности, такою именно, как она пришла, благодаря ее уже за сам факт прихода м веря, что она вовсе не противоречит истине. Как много у Шукшина спорят, с какой страстью доискиваются истины! И на каких захватывающих уровнях! Страх берет смот реть, когда его герои вдруг, с полуслова, оказываются на таких высотах, как смысл жизни, счастье человечества, бог и бес смертие. «Космос, нервная система и шмат сала» называется один из его рассказов. Именно вот так — сразу от села к послед ним пределам, куда достает глаз. «Вообще грустно, дед. Почему так? Ни чего неохота... Как, это... как свидетель, Я один раз свидетелем был... Сижу и ду маю: «А я при чем здесь?» Суд хоть длин ный был, но кончился, и я вышел. А здесь куда выйдешь? Не выйдешь». («В профиль и анфас».) «Я читал все подряд и чем больше чи тал, тем больше открывались двери, тем сильнее охватывало меня беспокойство. Я оглядывался вокруг себя и думал: «Сколько всего наворочено». Так постепен но я весь проникся мыслями о государст ве». («Штрихи к портрету».) «Я объяснил бы, я теперь знаю: чело век — это... нечаянная, прекрасная, мучи тельная попытка природы осознать самое себя. Бесплодная, уверяю вас, потому что в природе вместе со мной живет геморрой. Смерть!.. И она неизбежна, и мы ни-ког-да этого не поймем. Природа никогда себя не поймет... Она взбесилась и мстит за себя в лице человека. Какая злая...» («Залетный».) Нет, выписки тут не помогут, потому что мысль часто не в монологе, а в смятенной наивности диалога, в обмолвках, междоме
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2