Сибирские огни № 07 - 1979
ка, а не актера.) Разграничить, когда чему научился, очень сложно. В нашей профес сии уже завтра чувствуешь: этого не уме ешь делать — в одной роли руководишь залом, в другой бессильно болтаешься. Ни театр в целом, ни актер в отдельности не могут дать гарантии в качестве. Самый та лантливый актер не вправе сказать, что он сыграет сегодня столь же заразительно, как он играл вчера. Спектакль не может быть одинаковым уже потому, что его течение связано со зрительным залом и помимо чьей-либо во ли зависит от него так же, как и настроение зрителей зависит от актера. Художествен ное произведение в театре и возникает лишь тогда, когда на спектакль приходит зритель и начинается взаимовлияние меж ду действующими лицами и зрителями. Вот почему зритель чувствует себя в театре иначе, чем в кино, где нет сиюсекундного соприкосновения зрителя и актера. Чем достовернее, правдоподобнее дей ствующие лица, тем сильнее, ярче воспри ятие спектакля зрителями. Вершина актер ского творчества — сохранить себя как творца в малой дозе — для того, чтобы су ществовало внутреннее течение, естествен ность, а остальное должно быть отдано действующему лицу (мое же действующее лицо не знает, что с ним произойдет через секунду). И пусть твое действующее лиц* очень страдает, пусть твой Теплое, сейчас рыдает, а зрительный зал полон к нему со чувствия,— к тебе, Теплову, приходит удов летворение от достоверности сочувствия зрителя — это и есть акт творчества. Если же ты, актер, сам разрываешься на .части от страдания, то не сыграешь не только ста, но и десяти спектаклей — ум решь. Артист всегда носит в себе элемент пред ставления, поскольку есть Теплое — и есть Теплое, представляющий Петрова. Действи тельно убивать и убивать на сцене — раз ные вещи. Чтобы передать на сцене и радость, и го ре, и силу, и слабость, радо всегда иметь радостное настроение и хорошее самочув ствие. Чтобы твой герой был на сцене бес сильным, ты, актер, должен быть силь ным — лишь .тогда может произойти акт творчества. С годами у меня менялось отношение к актерам. Если сначала я задирал глаза, глядя на них, и каждый был богом, то уже в тридцать шестом — тридцать седьмом к хорошим актерам относился спокойно уважительно, храня в памяти первые встре чи с театром. Сейчас я не уверен в своей правоте: артисты не становятся хуже. Ви димо, изменялся я сам. (Окончание следует)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2