Сибирские огни № 07 - 1979
верх медленно начинал двигаться — пожа луй, это был самый волнующий момент. Недосягаемыми казались мне люди, скрывавшиеся за занавесом,—^актеры. Тай ной освещалась любая мелочь,' относящая ся к тем, кто бывает в этом удивительном Мире театра. Я и теперь так же, как в детстве, отно шусь к театру. Только, быть может, таин ство театра — не в дверях, сценической площадке, зале, а в том, что в каждом сво ем спектакле театр (хороший) — уникален. Любил я и цирк. Выходя из него, говорил себе: «Завтра пойду в театр». Выходя из театра: «Завтра пойду в цирк». Одно время даже колебался, что предпочесть, когда стану взрослым,— цирк или театр. Но все случилось естественным путем. Пользуясь самыми нахальными метода ми, я скоро стал своим человеком в дра матическом театре. Однажды шел мимо служебного входа, дверь была открыта, я заглянул — меня не остановили, прошел, ознакомился с одной комнатой, другой. На следующий раз уже более уверенно проследовал вплоть до зрительного зала. Шла утренняя репетиция «Ревизора» — главный режиссер театра и актер Борис А р таков играл Хлестакова. Полицейские, го родовые выходили на сцену из зала — сейчас я понимаю, что спектакль этот ста вился не традиционно, с прицелом на мо дернизацию. Артаков как актер мне по правился, да я и теперь думаю, что он был хорошим актером, с живой реакцией и очень техничный. Я просидел в ложе всю репетицию, без антракта, меня никто не согнал — видимо, решили, что я сын какого-либо актера. С этого времени я уже спокойно заходил . на репетиции и спектакли со служебного хода. Но смотрел я не просто так, от нечего делать. Возвращаясь из театра, пересказы вал все, что видел, мальчишкам своей ули ц ы — они были благодарными зрителями, их не смущало, что я действую и за муж чин, и за женщин — роли всех актеров Всех спектаклей прекрасно запоминались. Конечно, «от себя» я не вносил совер шенно ничего — изображал своих героев так, как играли их виденные мной ар тисты. Вращался я среди людей, прямо скажем, не слишком интеллигентных, далеких от театра. Родители в театр не ходили, из ре б я т— моих друзей — тоже никто его не посещал, не стремился к этим посещениям и не мечтал стать ни актером, ни музыкан том, ни поэтом. Но когда я учился в 9-м классе, у нас возник кружок любителей театра. Один из ребят, входивших в него, писал стихи, ув лекался поэзией,— так я узнал стихи Есе нина. Кружок вскоре стал называться драмати ческой студией, я перешел туда, когда на чалась работа над «Оводом» Войнич и Сразу понял: дело поставлено серьезно. Репетировали часто — на дому то у одного, то у другого, и даже в пекарне. Все дела лось с большой верой и сознанием необ ходимости подготовить спектакль для оми чей. Руководил нами Леня Саргун, бывший ученик 9-го класса. Мне дали роль друга Овода — Галли. Разрешили нам показать спектакль в до ме связи имени Подвельского. На свои деньги мы взяли напрокат костюмы, орга низовали оформление. Перед спектаклем мне вручили сигару — мой Галли курил, я — тоже, но сигару — никогда. Поэтому очень важный, в визитке, загримированный, сидя в кресле, я затянулся перед нужной фразой — и долго не мог ничего выгово рить. Нас слушали долго, а потом в газете «Рабочий путь» появилась заметка «Овод» в клубе». Помню ее смысл: студийцев надо поддержать — может, среди них есть та лантливые люди. И нас действительно поддержали: выде лили для занятий комнату в школе «Серп и молот», там, где теперь театр музыкальной комедии. Помню, готовили спектакль о скрытых врагах на селе. Сделали макет дома, у ко торого крыша красная, а нижняя ча сть.— черная, что означало: маскируются люди, вредные Советской власти. Оценить макет мы приглашали Д. М. Майского, ассистен та режиссера драматического театра, для нас человека очень авторитетного и огром ной величины. После пьесы о вредителях поставили «Остров сокровищ» Стивенсона, я играл комедийную роль барона. Спектакль вос принимался зрителями прекрасно, в том числе и в одной из воинских частей Омска, где мне потом пришлось служить. В «Ост рове сокровищ» звучала музыка, мы тан цевали, пели. В двадцатые годы при каждом проф со юзном комитете действовали «Синие блу зы» — агитационные коллективы, включаю щие в свои программы злободневную тематику, лозунги, спортивные движения, танцы. «Синие блузы» пользовались попу лярностью, так как отличались действен ностью и мобильностью, имея удобное пор тативное оформление. В какой-то из них и я занимался, - но очень коротко. «Синие блузы» меня не очень интересовали — я не мог быть на сцене самим собой, мне хотелось спря таться за характер действующего лица. Увлечение театром настолько обостри лось, что о школе я просто забыл. Родите ли, конечно, об этом ничего не знали, про театр же знали — дома я пытался гримиро ваться. Когда зашел разговор о моем бу дущем, отец сказал: «Пусть идет в артис ты. Может, любимцем публики станет». Я очень хотел поступить в институт театраль ного искусства — тогда и с 9-ю классами это было возможным. За два месяца до окончания 9-го класса меня исключили из школы за непосещае мость (правда, в графе «образование» я пишу: 9 классов). И все же в институт те атрального искусства я сразу стал гото виться — отправился в Черлак строить те леграфную линию — зарабатывать трудо вой стаж.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2