Сибирские огни № 07 - 1979
ных. Он учил мужеству и честности — на любом производственном сове щании или художественном совете самые острые вопросы, от которых многим хотелось отмахнуться, поднимались Алексеем Федоровичем. В простых по форме, но глубоких по содержанию, проницательных оценках Теплова сказывались его жизненный опыт и знание театра. Вот последнее выступление Алексея Федоровича об инсценировке повести «Последний срок» лауреата Государственной премии С С С Р В. Распутина на художественном совете 2 октября 1977 года: «Очень мудрая, чистая, прозрачная пьеса. Заставляет задуматься о том, как живет человек, о том, что чистота кристальная, совестливость, оптимизм заложены издавна. Оказывается, не всегда внешняя культура находится рядом с первоздан ной. Неграмотные люди могут быть и чище, и совестливее, и глубже. Если мы окажемся достойными материала, получится многотемный, нужный и нам, и зрителю спектакль». Это выступление Теплова, в сущности, определило включение «Послед него срока» в репертуар театра. Спектакль, поставленный В. Симановским, был высоко оценен зрителями, критиками. Быть достойными Распутина, Вампилова, Розова, Шукшина, не забывать о своей ответственности перед талантливыми драматургами и зритель ным залом... И в подходе к ролевому материалу, и на каждом спектакле, и на встречах со зрителями, запомнившихся своей особенной атмосферой душевности, Теплое стойко нес свои убеждения. Как и любой актер, он испытывал не только праздники театра, но и его будни, все сложности работы на периферии. Но Теплое знал и огромные достоинства периферии: она всегда ждет полезного применения знаний, умений, таланта и безгранично благодарна за полную творческую отдачу. Здесь свободнее и спокойнее можно осу ществлять свои желания. Вот почему блестящие актеры часто и не помышляют о том, чтобы изменить своему театру на периферии. Ими дви жет жажда творчества и сознание своей необходимости. Теплов жил заботами своего театра и города, после каждого спектак ля старался определить, точно или нет он провел ту или иную сцену. Вместе со своими товарищами он одолевал тяжелые переезды из города в село и обратно, порою играл в нетопленых Домах культуры и спасался грубоватым, ироническим отношением к себе и своим невзгодам. #Уже тяжело больной, Алексей Федорович и не мыслил отказаться от выездных спектаклей бессменных «Энергичных людей» Шукшина. Трясясь в автобу се, неумеренно поглощал валидол, а когда товарищи спрашивали: «Что вы все валидол жуете?» — отвечал грубовато: «А что же мне, сено же вать?»— не распространяясь о своем состоянии. В «Повести о неизвестном актере» В. Валуцкий и Ал. Зархи писали: «Величина искусства не зависит от географии». Эти слова с полным пра вом могут быть отнесены и к сценической деятельности Теплова. Летом 1977 года на гастролях в Харькове А. Ю . Хайкин, исполнявший в то время обязанности главного режиссера театра, предложил Алексею Федоровичу подумать о подготовке собственной книги. Теплов вначале отшучивался, говоря, что никогда не мечтал о профессии писателя, что когда-либо написанное им самим тут же ему не нравилось и переделы валось по нескольку раз заново, и он не знал — хуже оно или лучше, но был уверен — высокое качество литературы для него недостижимо... Потом сказал — нужно обладать очень большим самомнением, чтобы в его возрасте вдруг поверить, что из этой затеи может получиться что-нибудь дельное и главное — кому-то пригодятся его мысли и опыт. С этими доводами нельзя было согласиться. Для Омска и его театра, для зрителей, актеров, критиков страны, знавших Теплова, Алексей Ф е-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2