Сибирские огни № 07 - 1979
ра — Теплое знает все подробности стройки. Теплое любознателен и любит все делать хорошо. Внутренне он очень подвижный человек. Эти качества переходят на сцену. Несмотря на длительную работу в театре, опыт, в нем, как в актере, есть удивительная наивность, острота и быстро та схватывания. Если в нем возникает внутренний отказ от роли, Теппов через некоторое время спокойно может перестроиться. Это качество — умение перестроиться — для актера необходимо. Я играл с Алексеем Федоровичем не один спектакль. Впервые мы встретились как партнеры в комедии «Гроссмейстерский балл» И. Штемле- ра и Г. Гуревич. И я сразу понял, какой Теплое великолепный партнер,— он сразу принимает то, что ему предлагают, и дает свои предложения — еще более щедро. Он актер, импровизирующий в границах, данных авто ром и режиссером. Он живет на сцене, веря в предлагаемые обстоятель ства, словно ребенок, который играет в игру». Это давняя запись о Теп- лове народного артиста РСФ С Р Н. Д. Чонишвили. Запомнилась последняя работа А. Ф . Теплова в спектакле «Добежать, отдышаться...» Е. Чебалина. (Премьера состоялась в мае 1977 г., поста новка А. Ю . Хайкина). Алексей Федорович играл старика ХуТтартэма, ко торый приходит к директору рыболовецкого совхоза Рыбалко с прось бой — построить в тундре базу отдыха. Каких-нибудь пять минут находится на сцене актер. Но настолько конкретен, полнокровен и значим был его образ, что казалось — старый Хуттартэм незримо присутствовал во всех делах преобразователей Севера. Теплое не пользовался гримом, лишь надевал национальный костюм якутов — малицу и унты. Однако перед зрителями был совсем новый человек, не похожий на тех, кого играл Алексей Федорович раньше, и во многом — на самого актера. Станови лась ниже, собраннее и округлее фигура. Ее словно притягивала земля — Хуттартэм так и норовил усесться, ловко и удобно подложив под себя собственные ноги. Но двигался он легко, быстро и враскачку — походка была подлинно пастушеской, помогающей управляться с оленями и ов цами. Мелодика речи Хуттартэма непривычна русскому зрителю — с мягкими и плавными согласными, растянутыми гласными. За короткое сценическое время Хуттартэм переживал почти всю гамму настроений. Он и пел, и сердился, и жаловался, и иронизировал над директором рыболовецкого совхоза Рыбалко. Интонации голоса менялись постоянно, но печальными оставались глаза. Потому что Хуттартэм беспокоился о тундре, из которой в город уходят сыновья. Старый пастух был уверен: счастье людей — это судьба тундры. Щ С ролью Хуттартэма не справились два опытных артиста театра. Теп лое сделал ее за три дня до спектакля — и в крошечной роли поднялся до обобщения, глубокой философии. И в последнем своем создании он остается верен себе, своему мастерству. Алексей Федорович был душой Омского драматического, его со вестью и острой необходимостью, с ним каждый чувствовал себя легко и уверенно. К Теплову жадно тянулась молодежь. Он и сам ценил молодость, ка залось порой, выверял себя ее мерками, любил состязания остроумий, нередкие среди молодых актеров, и часто одерживал в них победы. Но жизнерадостность Теплова у актеров любого возраста не вызывала стрем ления уравнять себя с ним. В том, как относились к Алексею Федоровичу его товарищи по сцене, как прислушивались к его мнению, проглядывали уважение и любовь к старейшему актеру, мастеру труднейшей профессии. А в душе всех, кто знал Теплова, жила не высказанная словами уверен ность — этот человек не обманет, не схитрит, любой вопрос постарается рассмотреть объективно и всесторонне. Теплову верили. Он был не только примером преданности актерской профессии, но и поступков нравствен-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2