Сибирские огни № 07 - 1979

ИСКУССТВО Алексей Теплое, народный артист Р С Ф С Р ОТ ИСТОКОВ... Теплое никогда не собирал специально газет и журналов, где о нем писали. Когда работники Ом ского областного архива обратились к нему с просьбой — дать им материалы, чтобы создать в городе «фонд Тепло- ва», Алексей Федорович искренне удивился: «А зачем это нужно*» Теплое не кокетничал — он действительно не помнил и не думал о том, что он — Мастер сцены, его никогда не преследовала мания величия. Он умел смотреть на себя со стороны, относиться к себе объективно и нередко — если позволял предмет разговора — несколько иронически. Особенно бывало это заметно, когда он рассказывал о детстве, юности,, о первых шагах на сцене. Как никто другой в Омском театре, Теплое был честен с самим собой и вовсе не потому, что так принято,— любые каноны ему претили. Алек­ сей Федорович имел характер живой и пытливый, его мысль обновля­ лась постоянно и проникала в тайное тайных прежде всего самого себя. Свои неудачи он называл неудачами, разбирался в их причинах, а в ра­ ботах, которые признавались успешными, но внутренне его не совсем устраивали, на каждом спектакле искал и находил все новое и новое. Практики театра знают: это ценное качество сохраняют далеко не все ак­ теры — надо обладать большой творческой энергией и волей, любозна­ тельностью, любопытством, любовью к процессу игры, чтобы неутомимо и обстоятельно исследовать на сцене все возможности проявлений своего героя. Действовать активно и целеустремленно на десятом, двадцатом, сотом, а порою — двухсотом спектакле значительно сложнее, чем на пер­ вом, втором или пятом. Но, видимо, не только в последнее десятилетие это качество не оставляло Теплова. В приказах по театру более ранних лет «за возросшее мастерство» в каждом «юбилейном» спектакле непремен­ но отмечается Теплое. Удивляет не сам факт, что разные критики, смотря разные спектакли, высоко оценивали игру Теплова. Изумляет иное — А . Ф . Теплое стал ак­ тером понятным, интересным и необходимым разным поколениям. Его искусство в разные десятилетия оказывалось современным. Оно захваты­ вало радостью творчества, полнотой выражения жизни. В тридцатые годы Теплое переиграл множество эпизодических ролей, которые требовали от актера разнообразия внешней характерности и со­ вершенствовали его средства сценической выразительности, воспитывали

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2