Сибирские огни № 07 - 1979
Советов могут своей властью и круглой пе чатью удостоверить тот факт, что все спи санное имущество на месте, что никто не нажился на нем и не разбогател. Но ведь и до поселка имущество надо довезти. В поселке можно и образцы, и часть сна ряжения оставить на хранение, а потом, раздобыв в институте денег, отправить до мой. А спецрейс и берется для того, чтобы довезти имущество до поселка. Как же быть? Как известно, «голь на выдумки хитра», и потому опытные полевики пускаются во все тяжкие. Один мой друг, например, полови ну изношенных резиновых и кирзовых са пог всегда выбрасывает. Но выбрасывает он, скажем, все правые сапоги, а все левые привозит в поселок. Председателя сельсо вета удается убедить, что в двух правых сапогах никто ходить не станет, и свою пе чать на акт списания он поставит. Ватные брюки и телогрейки разрезают пополам и половину выбрасывают или сжигают. Но это, пожалуй, и все достижения... Прошлым летом, возвращаясь с поля, мы привезли свои телогрейки и ватные штаны. В общежитие, где мы разместились перед отлетом, нам эту амуницию занести не позволили. Мы развесили свое имущество с наружной стороны домика на гвоздях с подветренной стороны. Мы сделали это потому, что наша одежда так провоняла нерпичьим жиром, смешанным с копотью, что даже собаки обегали общежитие сто роной. В палатки мы завернули соленую рыбу. И хорошо, что хоть какое-то приме нение им удалось найти. Палатки эти, ра зорванные ураганными ветрами и зашто панные в десяти местах, никогда больше не пригодятся. Их обязательно спишут. Кроме того, у палаток пришлось вырезать большие дыры для крепления железных печек-бурж уек, потому что палатки наши, конечно же, предназначались для жизни где-нибудь в средней полосе, но уж никак не в Арктике. Но в тот раз за нами пришел вертолет МИ-8, огромная современная машина, у ко торой дальность и грузоподъемность на много выше, чем у трудяги МИ-4, основно го транспорта, которым пользуются геологи. Мы просто вынуждены были арендовать МИ-8, так как другим вертолетом нас без перезаправки было невозможно вывезти. Так что волей-неволей мы загрузили все сразу: и образцы, и снаряжение. А ежели перед геологами стоит дилемма: что оста вить — образцы или снаряжение, которое потом все равно сожгут? Конечно же, остав ляют снаряжение. И потом платят из соб ственного кармана. В дружных отрядах по возвращении домой частенько все участ ники экспедиции скидываются и вскладчину помогают начальнику покрыть недостачу. Ну, а если все-таки часть совершенно не обходимых образцов выкинули, чтобы увез ти все снаряжение? За это геологам никто слова в осуждение не скажет. Но, может быть, из-за недостатка информации при дется тогда снаряжать еще одну экспе дицию? Или просто выводы, которые сде лают геологи, обработав зимой собранные материалы, будут поверхностными или да же неверными? Сколько это будет стоить, кто-нибудь подсчитает? Один старый полярный геолог однажды, был вынужден оставить в поле почти все свое экспедиционное снаряжение. Правда, он его заботливо укрыл и упаковал, чтобы- ни звери, ни птицы, ни морозы с ветрами'и буранами большого ущерба снаряжению не нанесли. Когда же он отчитывался в бухгалтерии, то сказал: — Все снаряжение в целости и сохран ности лежит вот здесь,— и ткнул каранда шом в карту.— Я готов за свои собственные деньги снарядить туда, самолет (вертолетов тогда не было) и, если хотя бы ложка от туда пропала, буду считать свои деньги по терянными и, кроме спецрейса, полностью оплачу стоимость снаряжения. Но если там все до последней нитки цело, расходы- будьте добры записать на свой счет. Как ни странно, финансовый отчет ему утвердили. Но, во-первых, это был старый полевик, опытный полярный волк, который мог убедить какого угодно упрямого бух галтера. Во-вторых, он смело рисковал очень большой суммой. В-третьих, дело- происходило все в том же НИИГА, где даже бухгалтеры понимают специфику С е вера. И, в-четвертых, на следующий год. ему предстояла экспедиция приблизитель но в те же места, и при ее снаряжении ему все это заскладированное имущество гро зились припомнить. Теперь дальше. Сейчас начальник отряда может автоматически списать любую вещь из экспедиционного снаряжения, если она стоит дешевле пяти рублей. Но как-то на досуге мы подсчитали, что перевозка одно го килограмма груза из района полевых работ до дома обойдется нам (а вернее — государству) около шести рублей. А потом просто так, ради спортивного интереса, со ставили список тех вещей и предметов, которые даже новые стоят дешевле, чем их перевозка, и при этом гадали: где же здесь- логика? Понятно, что в поле иногда везти такие предметы просто необходимо, без них там не обойтись. Но зачем, например, везти назад, домой, семирублевый котел, кото рый весит пять килограммов? И нельзя ли при списании снаряжения сразу сбрасывать с баланса экспедиционного отряда все те вещи, которые гораздо дешевле оставить, чем везти назад? И вообще, не пора ли пересмотреть полностью перечень тех ве щей, которые нужно тащить домой, учиты вая специфику Аэрофлота? Все эти риторические вопросы мы обыч но задаем друг другу, когда бедняга МИ-4, с трудом оторвавшись от земли (все-таки набиваем мы его здорово!), закладывает прощальный круг над нашим разоренным лагерем и уходит на юг. Голубая мечта Почти у всех геологов в маленьких экспе диционных арктических отрядах есть одна* и та же голубая мечта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2