Сибирские огни № 07 - 1979

ЕВГЕНИЙ МАЛИНИН но-хозяйственная помощь нужна маленьким научным геологическим отрядам, произ­ водственники сразу становятся надменны и неприступны. Они сразу дают понять, что маленькие отряды — это попрошайки и при­ хлебатели. Очевидно, происходит это отто­ го, что за консультациями к нам в отряд приходят начальники-геологи, а за хозяйст­ венной помощью наши парни идут к на- чальникам-эавхозам. Геологи не очень-то хотят влезать в хозяйственные дрязги, а завхозам вся наука совершенно безразлич­ на. Неоднократно пытались наши геологи как-то скооперироваться с «богатыми» производственниками, и никогда ничего у них не получалось. А поставить вопрос ребром: «Раз вы с нами так, то и мы с ва­ ми та к!»— мешает интеллигентская застен­ чивость. Сколько раз, подолгу ожидая вертолет или самолет, мы мечтали, чтобы, кроме экономических показателей, работу авиаот­ ряда оценивали бы еще и аккуратностью, с которой он выполняет заказанные ему спецрейсы. И чтобы командному составу премию платили исходя из этих показате­ лей. Это было бы очень гуманно по отно­ шению к тем, кто на исходе короткого полярного пета, а зачастую осенью или уже зимой, сидя в обледеневшей палатке, прислушивается и едва ли не каждый час говорит товарищам: — Кажется, гудит... Нет, опять показа­ лось. Вертолет пришел Но вот, наконец, вертолет пришел. Лет­ чики аккуратно посадили машину на га­ лечную косу неподалеку от нашей кают- компании. По старой традиции летчиков непременно нужно как следует угостить. Я бросаюсь сервировать завтрак. И вот у меня на столе уже стоит кумжа семужного посола, копченый омуль (на побережье я всегда строю коптильню и пекарню), паш­ тет из гусиной печенки, куропатка в соусе... Пока летчики воздают должное моим яст­ вам, ребята быстро загружаю т машину. Сущ ествует великое искусство упаковки образцов. Тюк или ящик должен быть не­ обыкновенно тяжелым, но при этом выгля­ деть так, словно в нем лежат всего два спальных мешка. Грузить его тоже надо умеючи. Нести этот тюк в центнер или пол­ тора весом надо играючи, с ослепительной улыбкой на устах, потому что авиамеханик все хитрости геологов знает наизусть. Он не пошел к нам а кают-компанию закусывать. Он голоден, зол, а потому особенно бдите- лен. И едва ли не треть нашего груза ме­ ханик велит выбросить обратно: перегру­ жать вертолет категорически запрещено в целях безопасности полета. Стоим и чешем в затылке: что же вы­ бросить! Самое ценное, что везет с поля геолог,— образцы. Или, попросту говоря, камни. Од­ нажды в каком-то маленьком аэропорту, где мы оставляли не хранение наш багаж, аэропортовский рабочий долго и внима­ тельно смотрел на аккуратно упакованные очень тяжелые тюки, с которыми мы обра­ щались необыкновенно бережно. — Что у вас там? — спросил он.— Зо . лото? - Да нет, это, пожалуй, подороже зо­ лота будет,— ответил ему наш геолог. Мы потом долго корили его за эти слова и волновались, как бы с нашими образцами чего-нибудь не приключилось. А ведь гео­ лог был абсолютно прав. И дело не только в том, что наши ребята вложили в свою работу и знания, и способности, и душу, ио еще и в том, что образцы эти дороги и в прямом, буквальном смысле. Ведь полевые расходы в Арктике очень велики, гораздо выше, чем в любом другом месте. На Се­ вере значительно выше полевое доволь­ ствие; даже для самого маленького отряда нужно гораздо больше снаряжения; очень дорог транспорт. Когда отряд забрасывают к месту работ, от расположения авиаотряда или какого-нибудь базового аэродромчика приходится заказывать спецрейс, а то и не­ сколько, потому чтр одним рейсом чаще всего забросить имущество и всех людей не удается. Но вот окончен полевой сезон и надо возвращаться домой. Тут-то и начинаются настоящие гамлетовские муки. Возникают различные варианты. Вариант первый. Заказать несколько спец­ рейсов. Хотя бы два. Этот вариант отпада­ ет сразу, потому что просто не на что их заказать. Смета не резиновая, составлена она, что называется, впритык, и к концу се­ зона на один-то спецрейс денег удается наскрести с трудом. Вариант второй. Оставить часть образцов. Это очень нежелательный вариант. Правда, старые геологи утверждают, что настоя­ щий профессионал и по трем образцам может полностью представить картину ис­ следуемого района. Дескать, если все горы Бырранга перевезти на вертолетах и рас­ сортировать, то и дурак сделает надлежа­ щие выводы. Но ведь образцы, те самые образцы, что с таким мастерством упако­ ваны сейчас в тюки и ящики, и так отбира­ лись самым тщательным образом. Выкиды­ вали все лишнее и все, без чего можно обойтись, и даже то, без чего обойтись бу­ дет трудновато. Осталось только то, без чего работать будет невозможно. И тогда приходится идти на третий ва­ риант: выбрасывать часть (обычно боль­ шую ) экспедиционного снаряжения. Но ведь все экспедиционное снаряжение — это государственное имущество, взятое под расписку, и его нужно в любом виде сдать на склад. Или заплатить за него соб­ ственные, живые деньги. Вот и давайте разберемся с вами, что по­ чем. Давно замечено, что одежда и обувь в Арктике за один сезон приходят в не­ годность. Ее все равно потом спишут и сож гут. Но только потом, когда она будет вывезена с места полевых работ. Сейчас, слава богу, разрешают списывать имуще­ ство в поселках. Председатели сельских

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2