Сибирские огни № 07 - 1979
ЕВГЕНИЙ МАЛИНИН но-хозяйственная помощь нужна маленьким научным геологическим отрядам, произ водственники сразу становятся надменны и неприступны. Они сразу дают понять, что маленькие отряды — это попрошайки и при хлебатели. Очевидно, происходит это отто го, что за консультациями к нам в отряд приходят начальники-геологи, а за хозяйст венной помощью наши парни идут к на- чальникам-эавхозам. Геологи не очень-то хотят влезать в хозяйственные дрязги, а завхозам вся наука совершенно безразлич на. Неоднократно пытались наши геологи как-то скооперироваться с «богатыми» производственниками, и никогда ничего у них не получалось. А поставить вопрос ребром: «Раз вы с нами так, то и мы с ва ми та к!»— мешает интеллигентская застен чивость. Сколько раз, подолгу ожидая вертолет или самолет, мы мечтали, чтобы, кроме экономических показателей, работу авиаот ряда оценивали бы еще и аккуратностью, с которой он выполняет заказанные ему спецрейсы. И чтобы командному составу премию платили исходя из этих показате лей. Это было бы очень гуманно по отно шению к тем, кто на исходе короткого полярного пета, а зачастую осенью или уже зимой, сидя в обледеневшей палатке, прислушивается и едва ли не каждый час говорит товарищам: — Кажется, гудит... Нет, опять показа лось. Вертолет пришел Но вот, наконец, вертолет пришел. Лет чики аккуратно посадили машину на га лечную косу неподалеку от нашей кают- компании. По старой традиции летчиков непременно нужно как следует угостить. Я бросаюсь сервировать завтрак. И вот у меня на столе уже стоит кумжа семужного посола, копченый омуль (на побережье я всегда строю коптильню и пекарню), паш тет из гусиной печенки, куропатка в соусе... Пока летчики воздают должное моим яст вам, ребята быстро загружаю т машину. Сущ ествует великое искусство упаковки образцов. Тюк или ящик должен быть не обыкновенно тяжелым, но при этом выгля деть так, словно в нем лежат всего два спальных мешка. Грузить его тоже надо умеючи. Нести этот тюк в центнер или пол тора весом надо играючи, с ослепительной улыбкой на устах, потому что авиамеханик все хитрости геологов знает наизусть. Он не пошел к нам а кают-компанию закусывать. Он голоден, зол, а потому особенно бдите- лен. И едва ли не треть нашего груза ме ханик велит выбросить обратно: перегру жать вертолет категорически запрещено в целях безопасности полета. Стоим и чешем в затылке: что же вы бросить! Самое ценное, что везет с поля геолог,— образцы. Или, попросту говоря, камни. Од нажды в каком-то маленьком аэропорту, где мы оставляли не хранение наш багаж, аэропортовский рабочий долго и внима тельно смотрел на аккуратно упакованные очень тяжелые тюки, с которыми мы обра щались необыкновенно бережно. — Что у вас там? — спросил он.— Зо . лото? - Да нет, это, пожалуй, подороже зо лота будет,— ответил ему наш геолог. Мы потом долго корили его за эти слова и волновались, как бы с нашими образцами чего-нибудь не приключилось. А ведь гео лог был абсолютно прав. И дело не только в том, что наши ребята вложили в свою работу и знания, и способности, и душу, ио еще и в том, что образцы эти дороги и в прямом, буквальном смысле. Ведь полевые расходы в Арктике очень велики, гораздо выше, чем в любом другом месте. На Се вере значительно выше полевое доволь ствие; даже для самого маленького отряда нужно гораздо больше снаряжения; очень дорог транспорт. Когда отряд забрасывают к месту работ, от расположения авиаотряда или какого-нибудь базового аэродромчика приходится заказывать спецрейс, а то и не сколько, потому чтр одним рейсом чаще всего забросить имущество и всех людей не удается. Но вот окончен полевой сезон и надо возвращаться домой. Тут-то и начинаются настоящие гамлетовские муки. Возникают различные варианты. Вариант первый. Заказать несколько спец рейсов. Хотя бы два. Этот вариант отпада ет сразу, потому что просто не на что их заказать. Смета не резиновая, составлена она, что называется, впритык, и к концу се зона на один-то спецрейс денег удается наскрести с трудом. Вариант второй. Оставить часть образцов. Это очень нежелательный вариант. Правда, старые геологи утверждают, что настоя щий профессионал и по трем образцам может полностью представить картину ис следуемого района. Дескать, если все горы Бырранга перевезти на вертолетах и рас сортировать, то и дурак сделает надлежа щие выводы. Но ведь образцы, те самые образцы, что с таким мастерством упако ваны сейчас в тюки и ящики, и так отбира лись самым тщательным образом. Выкиды вали все лишнее и все, без чего можно обойтись, и даже то, без чего обойтись бу дет трудновато. Осталось только то, без чего работать будет невозможно. И тогда приходится идти на третий ва риант: выбрасывать часть (обычно боль шую ) экспедиционного снаряжения. Но ведь все экспедиционное снаряжение — это государственное имущество, взятое под расписку, и его нужно в любом виде сдать на склад. Или заплатить за него соб ственные, живые деньги. Вот и давайте разберемся с вами, что по чем. Давно замечено, что одежда и обувь в Арктике за один сезон приходят в не годность. Ее все равно потом спишут и сож гут. Но только потом, когда она будет вывезена с места полевых работ. Сейчас, слава богу, разрешают списывать имуще ство в поселках. Председатели сельских
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2