Сибирские огни № 07 - 1979
жали полярные асы свои колесные маши ны, в какие незначительные лужи плюхали гидросамолеты («гидрачи» — так зовут их на Севере)! Причем и сами-то летчики по лучали от этого какое-то особенное удо вольствие, какое, впрочем, наверное, по лучает каждый мастер от виртуозно выпол ненной работы. Один из моих друзей, геолог, отправ ляясь однажды в заграничную команди ровку, вдруг обнаружил, что командиром ИЛ-62, на котором он летел, был знамени тый полярный ас, неоднократно возивший его на своей «аннушке» в поле. Летчик, в свою очередь, тоже узнал геолога. Они поздоровались, перекинулись парой слов. — Ну что,— спросил геолог,— эта маши на поинтересней «аннушки»? — Да какое там !— махнул рукой лет чик.— С бетона взлетать да на бетон са ди ться— тоже мне работа для серьезного мужика! Я вот назад попроситься хочу, да только теперь на Севере кругом — верто леты, нам-то работы мало... А то бы я тебя с удовольствием куда-нибудь на мыс Цвет кова свозил или на остров Преображения... Помнишь, как мы с тобой там загорали, шасси чинили?.. Летчики делали и делают все, чтобы гео логам было удобней работать, превращая едва ли не каждый рейс в произведение летного искусства. А на то, что рейсов этих приходится ждать неделями,— причин пре достаточно. И объективных, и субъектив ных. Вот некоторые из объективных причин: нет погоды; тяжелая ледовая обстановка, и надо помогать ледовой разведке вести ко рабли; где-то произошел несчастный слу чай, и надо лететь на аварийно-спасатель ные работы... Что поделаешь, в большин стве мест Арктики авиация — единственный серьезный вид транспорта. А вот — субъективные причины: голово тяпство наземной службы; незначитель ность маленького геологического отряда в масштабах всей производственной рабо ты авиации; невыгодность рейса для авиа отряда. Ну, рассуждать относительно объектив ных причин бесполезно. Нужно лишь вздох нуть, развести руками и грустно сказать: «Такова Арктика!» А вот что касается при чин субъективных... Большие экспедиции, мощные производ ственные партии имеют, как правило, в поселках, где размещаются отряды, свои базы. На такой базе есть обычно и склад со снаряжением, и радиостанция, и вездеход, и, главное, есть завхоз («хозяин», как его обычно зовут геологи). И хозяин беспо коится обо всех своих отрядах, разбросан ных по необъятной Арктике. «Хозяина» ежедневно приглашают в авиаотряд на пла нерки, где утверждают план полетов на следующий день. А не приглашали бы, так он все равно б нашел туда лазейку! Легко догадаться, что этот «хозяин», в особен ности если он .пробивной человек (а имен но только таких людей и имеет смысл на значать на эту должность), сделает все, чтобы в первую очередь вывезли его от ряд. Ну, а маленький безнадзорный от- рядишко, вроде нашего, будут, конечно, передвигать в плане со дня на день. Однажды на Центральном Таймыре мы более трех недель ждали вертолет. То есть ждали более трех недель после условлен ного срока. Аккуратно дважды в неделю посылали радиограммы, но ответов не по лучали. В тот раз у нас были исправная рация и профессиональная радистка, что вообще-то в маленьком отряде большая редкость. Совершенно идиотское состоя н и е— ждать вертолет или самолет! Образ цы давно упакованы, дневники приведены в порядок, на охоту или рыбалку далеко от лагеря уйти нельзя. И вот семь или во семь мужиков, мучаясь от безделья, день за днем, а то и неделю за неде’лей, сидят, как пришитые, на одном месте и вырывают из рук друг у друга всякую обиходную ра боту по лагерю. И ежесекундно вслуши ваются, не гудит ли долгожданная машина. А она все не гудит и не гудит... 8 тот раз все мы быди здоровы, прови зии у нас было вдоволь, и потому отчаян ных радиограмм мы не давали. Через той недели у нас кончился керосин. Мы жгли все, что могло гореть, и в первую очередь омулей, чиров, кумжу и другую делика тесную рыбу, чтобы хоть раз в день сва рить по кружке чая. И вот когда и это горючее стало подходить к концу, мы дали отчаянную радиограмму на райком партии. На следующий день за нами пришел верто лет. Была совершенно нелетная погода, низкие облака закрывали горы, и вертолет чики почти вслепую вели к нам свою маши ну по очень узкой и извилистой долине, потому что их рейс был объявлен аварий но-спасательным. С вертолетчиками вместе летел врач, который, видимо, думал, что у нас ему придется здорово потрудиться. Вначале вертолетчики . были возмущены: они летели спасать людей, попавших в бедственное положение, а увидели здоро венных парней, которые никак не произво дили впечатления пострадавших. И только потом, когда мы объяснили им, в чем дело, когда они увидели, что весь наш лагерь и почти все наше имущество сожжены,— сменили гнев на милость. Прилетев в поселок, мы сразу бросились в авиаотряд с одним-единственным вопро сом: — Что случилось? Почему нас л ак долго не вывозили? — Да знаете,— ответили нам,— как-то не получилось... Вот и все объяснение. И никому за наше почти месячное сидение в осенней Арктике не влетело. Впрочем, если разобраться, а что, собственно,'случилось? Все живы-здо- ровы, ЧП — никаких. За что же кого-то наказывать? Большие экспедиции, мощные поисковые партии идут на поклон в маленькие научно- исследовательские отряды, когда нужно определить фауну, проконсультировать кол лекцию либо сделать какую-нибудь другую высококвалифицированную работу. Я ни разу не видел, чтобы им отказали в помо щи. Но когда какая-нибудь организацион-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2