Сибирские огни № 07 - 1979
ное сооружение. Тело канала шириною в восемь и длиною в триста метров ляжет на мощном мосту. Рядом с этим водоводным мостом через Кулунду перекинется обык новенный мост для автотранспорта. Естественно, для сооружения акведука и автотранспортного моста необходимы сваи. Притом сваи очень крупных габаритов. Планом и графиками строительных работ поставка одной тысячи свай была опреде лена на пятнадцатое августа 1978 года. К этому времени я пробыл на строительст ве больше недели и всюду — в конторе треста, на трассе среди строителей — слы шал разговоры об этих сваях, о том, что они нужны позарез. — Не дай бог, придут -такие же, какие прислал Поспелихинский завод железобе тонных конструкций. Тогда хоть матушку- репку пой... Такие разговоры я слышал и на шестьде сят шестом километре от Камня-на-Оби, там, где каналу предостит перешагнуть через Кулунду. Оказалось, что один из се ми поставщиков свай — Поспелихинский за вод ЖБК — к обусловленному планом вре мени поставил заказчику всего-навсего пятнадцать свай. И все пятнадцать были забракованы: бетон рыхлый, и уже во вре мя перевозки сваи начали давать трещины, крошиться. Естественно, ставить их под такое ответственное сооружение, как акве дук, строители отказались Со значительным опозданием долго жданные сваи начали поступать из Куйбыше- ва-Новосибирского и из Пензы. Однако и эти чуть не на половину выбраковываются. Да и поступило их к моему отъезду (к ше стому сентября 1978 г.) меньше десятой доли запланированного на пятнадцатое ав густа. Один из главных поставщиков свай — Набережные Челны к тому же времени на неоднократные запросы руководителей «Каменьводстроя» отвечал... молчанием. Само собой разумеется, что серьезные неурядицы с материально-техническим снабжением важной стройки не лучшим об разом сказываются на выполнении планов строительных работ и дезорганизуют кол лектив строителей. Руководство треста, его специалисты вместо того, чтобы организо вать работы на плановых объектах, вынуж дены бросать строительные подразделения на другие участки канала, где тоже не всег да оказывается готовым фронт работ. Не повтори ошибку соседа Под соседом строящегося Кулундинско- го канала подразумевается уже действую щий канал Иртыш— Караганда. Между про чим канал этот, пролегший через засушли вые степи Павлодарской и Карагандинской областей и сделавший за счет Иртыша бо лее полноводной реку Нуру, что несет свои воды на поля Целиноградской области, уже служит великую службу народному хозяй ству страны. Это благодаря ему так широ ко расправляет плечи угольный Экибастуз, комплекс тепловых станций которого будет давать в ближайшие годь. десятки миллио нов киловатт-часов электроэнергии. Это благодаря водам Иртыша " набирает все большую силу казахстанская «Магнитка» — Темиртау. И, наконец, новый .подъем инду стриальной Караганды начался с приходом в этот крупнейший промышленный центр Казахстана воды седого Иртыша. Следует сказать и о том, что на трассе возникли, в соответствии с проектом этого гидросоору жения, несколько новых овоще-молочных совхозов с тысячами гектаров орошаемых земель. Однако заказчики слабо готовятся к при ему этого бесценного богатства. Так, в свое время, оказался неготовым к приему воды город Экибастуз. Свою работу вода начала здесь через многие месяцы после того, как властно постучалась в городские ворота. Казалось, что старая, а потому и более опытная Караганда сделала необходимые выводы из уроков юного Экибастуза. Во всяком случае, карагандинские угледобыт чики, металлурги и коммунальники изо всех сил торопили гидростроителей. Все беды, и особенно недовыполнение планов уголь ной и металлургической промышленностью, карагандинцы «сваливали» на острую не хватку воды. А на поверку вышло, что и Караганда к приему водь: Иртыша тоже не смогла как следует подготовиться. Разво дящая сеть здесь была рассчитана на мень ший напор, и трубы не выдержали давле ния. И снова иртышская вода стояла в ожи дании работы не месяц и не два... Есть серьезные промахи з строительстве оросительных систем в совхозах Павлодар ской и Карагандинской областей, из их ана лиза руководители алтайских совхозов и колхозов, оказавшихся ‘■ а трассе Кулундин- ского канала, могут сделать полезные для себя выводы. Совхоз имени Гагарина Ермаковского района Павлодарской области. Расположе нно хозяйство, как и соседний совхоз «При городный», у самого устья канала. Здесь уже действуют 1900 гектаров орошаемых земель. Когда мы приехали сюда, урожай с овощных плантаций быг убран. Кукуруза ждала своего часа и набирала вес. Вместе с директором совхоза Рудольфом Абрамовичем Диком отправляемся по клеткам кукурузы. Обращаю внимание, что, чем дальше уходим от совхозного поселка к устью канала, тем беднее урожай. На первой от устья клетке кукуруза растет островками, пятнами. С высокоурожайными соседствуют участки низкорослых, изре- женных и чахлых растений — явный при знак засоления почвы. Соль на поверхность пока еще не выступила, не посеребрила почву. Но Рудольф Абрамович наклоняет ся, ладонью снимает самый верхний, при мерно в сантиметр-полтора,' слой земли и берет щепотку. Сам пробует на вкус и предлагает мне. На языке явственно ощу щается соль. — Вот таких почв,— говорит Дик,— из 1900 гектаров у нас набирается 1280, или больше двух третей. Зная о цели моего приезда, Рудольф А б рамович предостерегает кулундинских зем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2