Сибирские огни № 07 - 1979

ное сооружение. Тело канала шириною в восемь и длиною в триста метров ляжет на мощном мосту. Рядом с этим водоводным мостом через Кулунду перекинется обык­ новенный мост для автотранспорта. Естественно, для сооружения акведука и автотранспортного моста необходимы сваи. Притом сваи очень крупных габаритов. Планом и графиками строительных работ поставка одной тысячи свай была опреде­ лена на пятнадцатое августа 1978 года. К этому времени я пробыл на строительст­ ве больше недели и всюду — в конторе треста, на трассе среди строителей — слы­ шал разговоры об этих сваях, о том, что они нужны позарез. — Не дай бог, придут -такие же, какие прислал Поспелихинский завод железобе­ тонных конструкций. Тогда хоть матушку- репку пой... Такие разговоры я слышал и на шестьде­ сят шестом километре от Камня-на-Оби, там, где каналу предостит перешагнуть через Кулунду. Оказалось, что один из се­ ми поставщиков свай — Поспелихинский за­ вод ЖБК — к обусловленному планом вре­ мени поставил заказчику всего-навсего пятнадцать свай. И все пятнадцать были забракованы: бетон рыхлый, и уже во вре­ мя перевозки сваи начали давать трещины, крошиться. Естественно, ставить их под такое ответственное сооружение, как акве­ дук, строители отказались Со значительным опозданием долго­ жданные сваи начали поступать из Куйбыше- ва-Новосибирского и из Пензы. Однако и эти чуть не на половину выбраковываются. Да и поступило их к моему отъезду (к ше­ стому сентября 1978 г.) меньше десятой доли запланированного на пятнадцатое ав­ густа. Один из главных поставщиков свай — Набережные Челны к тому же времени на неоднократные запросы руководителей «Каменьводстроя» отвечал... молчанием. Само собой разумеется, что серьезные неурядицы с материально-техническим снабжением важной стройки не лучшим об­ разом сказываются на выполнении планов строительных работ и дезорганизуют кол­ лектив строителей. Руководство треста, его специалисты вместо того, чтобы организо­ вать работы на плановых объектах, вынуж­ дены бросать строительные подразделения на другие участки канала, где тоже не всег­ да оказывается готовым фронт работ. Не повтори ошибку соседа Под соседом строящегося Кулундинско- го канала подразумевается уже действую­ щий канал Иртыш— Караганда. Между про­ чим канал этот, пролегший через засушли­ вые степи Павлодарской и Карагандинской областей и сделавший за счет Иртыша бо­ лее полноводной реку Нуру, что несет свои воды на поля Целиноградской области, уже служит великую службу народному хозяй­ ству страны. Это благодаря ему так широ­ ко расправляет плечи угольный Экибастуз, комплекс тепловых станций которого будет давать в ближайшие годь. десятки миллио­ нов киловатт-часов электроэнергии. Это благодаря водам Иртыша " набирает все большую силу казахстанская «Магнитка» — Темиртау. И, наконец, новый .подъем инду­ стриальной Караганды начался с приходом в этот крупнейший промышленный центр Казахстана воды седого Иртыша. Следует сказать и о том, что на трассе возникли, в соответствии с проектом этого гидросоору­ жения, несколько новых овоще-молочных совхозов с тысячами гектаров орошаемых земель. Однако заказчики слабо готовятся к при­ ему этого бесценного богатства. Так, в свое время, оказался неготовым к приему воды город Экибастуз. Свою работу вода начала здесь через многие месяцы после того, как властно постучалась в городские ворота. Казалось, что старая, а потому и более опытная Караганда сделала необходимые выводы из уроков юного Экибастуза. Во всяком случае, карагандинские угледобыт­ чики, металлурги и коммунальники изо всех сил торопили гидростроителей. Все беды, и особенно недовыполнение планов уголь­ ной и металлургической промышленностью, карагандинцы «сваливали» на острую не­ хватку воды. А на поверку вышло, что и Караганда к приему водь: Иртыша тоже не смогла как следует подготовиться. Разво­ дящая сеть здесь была рассчитана на мень­ ший напор, и трубы не выдержали давле­ ния. И снова иртышская вода стояла в ожи­ дании работы не месяц и не два... Есть серьезные промахи з строительстве оросительных систем в совхозах Павлодар­ ской и Карагандинской областей, из их ана­ лиза руководители алтайских совхозов и колхозов, оказавшихся ‘■ а трассе Кулундин- ского канала, могут сделать полезные для себя выводы. Совхоз имени Гагарина Ермаковского района Павлодарской области. Расположе­ нно хозяйство, как и соседний совхоз «При­ городный», у самого устья канала. Здесь уже действуют 1900 гектаров орошаемых земель. Когда мы приехали сюда, урожай с овощных плантаций быг убран. Кукуруза ждала своего часа и набирала вес. Вместе с директором совхоза Рудольфом Абрамовичем Диком отправляемся по клеткам кукурузы. Обращаю внимание, что, чем дальше уходим от совхозного поселка к устью канала, тем беднее урожай. На первой от устья клетке кукуруза растет островками, пятнами. С высокоурожайными соседствуют участки низкорослых, изре- женных и чахлых растений — явный при­ знак засоления почвы. Соль на поверхность пока еще не выступила, не посеребрила почву. Но Рудольф Абрамович наклоняет­ ся, ладонью снимает самый верхний, при­ мерно в сантиметр-полтора,' слой земли и берет щепотку. Сам пробует на вкус и предлагает мне. На языке явственно ощу­ щается соль. — Вот таких почв,— говорит Дик,— из 1900 гектаров у нас набирается 1280, или больше двух третей. Зная о цели моего приезда, Рудольф А б ­ рамович предостерегает кулундинских зем

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2