Сибирские огни № 07 - 1979

Вл. Чирков ГОЛУБАЯ АРТЕРИЯ КУЛУНДЫ Тылы стройки Проект Кулундииского канала утвержден в 1972 году. Уже в следующем году нача­ лось строительство. — Начинали мы без собственной строи­ тельной базы,— вспоминает Эдуард Ерван­ дович Хдошоянц, главный инженер треста «Каменьводстрой».— И даже для трехсот с лишним большегрузных автомашин не бы­ ло крыши. Представляете, каково было ра­ ботать в сорокаградусные сибирские мо­ розы? Безусловно, обстановка не из легких. Тем более, что базы снабжения, «стратегиче­ ские тылы» стройки, были оторваны от фронта работ. Достаточно сказать, что це­ мент доставлялся, да и сегодня еще до­ ставляется из Искитима. Не было разрабо­ танного карьерного хозяйства, и щебень приходилось возить из множества мест по очень плохим дорогам. А как сегодня? Ведь с начала стройки минуло, считай, шесть лет. К сожалению, взаимодействие со снабженческими тыла­ ми если и изменилось, то не к лучшему. Собственной строительной базы у треста, по существу, нет и сейчас. — Приступили к строительству базы сметной стоимостью в миллион рублей. Так что лет через пять трест наберет пол­ ную силу и новый — Бурлинский канал бу­ дет сооружать уже по-настоящему. Из этих слов главного инженера треста правомерно сделать вывод, что сейчас строительство Кулундииского канала идет не «по-настоящему». Чтобы убедиться в этом, оценим лишь некоторые факты из сферы материально- технического обеспечения стройки. Взять тот же цемент. Искитимские це­ ментники в семьдесят восьмом году (как и в минувшие годы) в первые месяцы каждо­ го квартала планы поставки выполняли ед­ ва на пятьдесят процентов. И лишь во вто­ рой половине последнего месяца каждого квартала делали «рывок», чтобы любой це­ ной выполнить план. Безусловно, такой, как его здесь называют, «бьющийся» поток основного строительного материала лихо­ радит, не дает возможности равномерно, по мере потребностей снабжать стройку железобетонными изделиями. Казалось бы, не такое уж трудное дело — оснастить хотя бы самый крупный Малетин- ский щебеночный карьер треста необходи­ мой-техникой. Однако заявки на нужные машины не удовлетворяются из года в год. И в карьере до сих пор используются кам­ недробилки, рассчитанные на камень сред­ ней прочности. Между тем твердость кам­ ня Малетинского месторождения не усту­ пает граниту. И другая беда того же Малетинского карьерного хозяйства, как, впрочем, и не­ которых других. Здесь монолиты камня в основной массе достигают метра и более в сечении. Между тем зев камнедробилок рассчитан на глыбы сечением не более ше­ стидесяти пяти сантиметров. Где выход? Единственный — дробить крупные глыбы ковшами экскаваторов. И хотя эго слишком дорогое удовольствие — оно идет в ущерб производительности труда экскаваторщи­ ков и приводит к преждевременному изно­ су техники,— выбора у работников карьера нет. - А в итоге — недоброкачественный ще­ бень. Годится он лишь на отсыпку обочин дороги, строящейся параллельно каналу, и, в лучшем случае,— на откосы канала. Однако все эти неурядицы померкли пе­ ред «свайной» проблемой. Дело в том, что трасса канала пересека­ ет множество степных речушек Алтая. Две речушки — Плоскую (седьмой километр от Оби) и Ключ (45-й километр) строители прошли дюкерами под руслами. А наибо­ лее крупную реку Кулунду, с которой ка­ нал пересекается на шестьдесят шестом ки­ лометре, в соответствии с проектом реше­ но переходить акведуком, над руслом реки. Этот акведук — довольно внушитель

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2