Сибирские огни № 07 - 1979
Вл. Чирков ГОЛУБАЯ АРТЕРИЯ КУЛУНДЫ Тылы стройки Проект Кулундииского канала утвержден в 1972 году. Уже в следующем году нача лось строительство. — Начинали мы без собственной строи тельной базы,— вспоминает Эдуард Ерван дович Хдошоянц, главный инженер треста «Каменьводстрой».— И даже для трехсот с лишним большегрузных автомашин не бы ло крыши. Представляете, каково было ра ботать в сорокаградусные сибирские мо розы? Безусловно, обстановка не из легких. Тем более, что базы снабжения, «стратегиче ские тылы» стройки, были оторваны от фронта работ. Достаточно сказать, что це мент доставлялся, да и сегодня еще до ставляется из Искитима. Не было разрабо танного карьерного хозяйства, и щебень приходилось возить из множества мест по очень плохим дорогам. А как сегодня? Ведь с начала стройки минуло, считай, шесть лет. К сожалению, взаимодействие со снабженческими тыла ми если и изменилось, то не к лучшему. Собственной строительной базы у треста, по существу, нет и сейчас. — Приступили к строительству базы сметной стоимостью в миллион рублей. Так что лет через пять трест наберет пол ную силу и новый — Бурлинский канал бу дет сооружать уже по-настоящему. Из этих слов главного инженера треста правомерно сделать вывод, что сейчас строительство Кулундииского канала идет не «по-настоящему». Чтобы убедиться в этом, оценим лишь некоторые факты из сферы материально- технического обеспечения стройки. Взять тот же цемент. Искитимские це ментники в семьдесят восьмом году (как и в минувшие годы) в первые месяцы каждо го квартала планы поставки выполняли ед ва на пятьдесят процентов. И лишь во вто рой половине последнего месяца каждого квартала делали «рывок», чтобы любой це ной выполнить план. Безусловно, такой, как его здесь называют, «бьющийся» поток основного строительного материала лихо радит, не дает возможности равномерно, по мере потребностей снабжать стройку железобетонными изделиями. Казалось бы, не такое уж трудное дело — оснастить хотя бы самый крупный Малетин- ский щебеночный карьер треста необходи мой-техникой. Однако заявки на нужные машины не удовлетворяются из года в год. И в карьере до сих пор используются кам недробилки, рассчитанные на камень сред ней прочности. Между тем твердость кам ня Малетинского месторождения не усту пает граниту. И другая беда того же Малетинского карьерного хозяйства, как, впрочем, и не которых других. Здесь монолиты камня в основной массе достигают метра и более в сечении. Между тем зев камнедробилок рассчитан на глыбы сечением не более ше стидесяти пяти сантиметров. Где выход? Единственный — дробить крупные глыбы ковшами экскаваторов. И хотя эго слишком дорогое удовольствие — оно идет в ущерб производительности труда экскаваторщи ков и приводит к преждевременному изно су техники,— выбора у работников карьера нет. - А в итоге — недоброкачественный ще бень. Годится он лишь на отсыпку обочин дороги, строящейся параллельно каналу, и, в лучшем случае,— на откосы канала. Однако все эти неурядицы померкли пе ред «свайной» проблемой. Дело в том, что трасса канала пересека ет множество степных речушек Алтая. Две речушки — Плоскую (седьмой километр от Оби) и Ключ (45-й километр) строители прошли дюкерами под руслами. А наибо лее крупную реку Кулунду, с которой ка нал пересекается на шестьдесят шестом ки лометре, в соответствии с проектом реше но переходить акведуком, над руслом реки. Этот акведук — довольно внушитель
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2