Сибирские огни № 07 - 1979

огромной и трудной северной стройки, где еще не утвердилось такое понятие, как «субординация», где и начальник, и под­ чиненный несут, как правило, одинаковое бремя бытовых и прочих тягот, возможны столь элементарные проявления истинного демократизма. Впрочем, только ли во вза­ имоотношениях между «командирами» и «рядовыми» проявляется на БАМе бросаю ­ щаяся в глаза доброжелательность, стрем­ ление поставить интересы человека выше инструкций и строгих регламентаций? Я снова вспоминаю, как Лариса Садкова за­ держала отправление поезда, чтобы пасса­ жиры с детьми успели добраться с Лены до Лены-Восточной; как машинист Спирин (опять-таки по просьбе пассажиров) дела­ ет остановку, не доезжая до Таюры, чтобы не тащились люди к поселку лишние пол­ километра. Я вспоминаю Галю Калинину, которая на конечной станции не просит, в угоду правилам, людей из вагона, а дает им возможность переночевать в тепле. Нако­ нец, мне приходит на память рассказ жен­ щины в кабице тепловоза: первые месяцы пребывания на трассе она по служебным делам часто ездила на попутных машинах и в конце каждой поездки (как это при­ нято в тех местах, откуда она прибыла на БАМ) неизменно предлагала шоферу деньги. Но денег с нее не брали, более того — часто обижались, и она долго не могла взять в толк, что не ради рубля или треш­ ки, а ради разговора, ради живой души рядом в далеком, выматывающем рейсе распахивались перед ней дверцы «магиру- сов» и «кразов». Чем же привлекает БАМ? В который раз уже ставлю я перед собой этот вопрос и, не находя однозначного ответа, пытаюсь определить хотя бы главные притягатель­ ные качества великой стройки. И не исклю­ чено, что одним из них как раз и являет­ ся эта «нерегламентированность» жизни, когда работа пока что не превратилась в службу, когда каждый новый день ставит перед тобой новые захватывающие задачи, когда ты не зажат еще тисками парагра­ фов, а зачастую сам — в соответствии со своими знаниями и душевными побужде­ ниями — принимаешь решение, от которого зависит и успех дела, и благополучие чело­ века. ...Наша мотрисса то мчится с ветерком (значит, состояние пути вполне удовлетво­ рительное), то резко снижает скорость (значит, идут просадки). Возле мостов и во­ допропускных труб мы непременно оста­ навливаемся, все выходят и медленно, с разговорами и осмотрами, идут по шпа­ лам на другой берег безымянного ручья. Мы едрм «в голову» укладки. Много раз, на многих перегонах бывал я у монтеров пути, но приезжал к ним всегда с «фрон­ та »— по свободной еще от рельсов насы­ пи, на попутном самосвале. А Теперь вот впервые «подкрадываюсь» с тыла — по только что уложенной колее, и могу во­ очию убедиться, как много еще труда по­ требуется, чтобы довести этот участок до кондиции, превратить его в Ж ЕЛ ЕЗН УЮ ДО РО ГУ — в полном значении этих слов. Рельсы лежат пока что) как говорится, си­ кось-накось: смотришь "вдаль — невоору­ женным глазом видно, как виляет колея, и диву даешься, что наш ходкий, тряский вагончик не выскакивает из нее на каждом стыке. До бригады Лакомова добираемся к ве­ черу, на исходе нескончаемо длинного ок­ тябрьского дня, начавшегося для меня за­ долго до рассвета требовательным стуком по вагону. Сколько встреч, рассказов, исто­ рий вобрал в себя этот день! Сколько лиц, жестов, улыбок! Интуитивно оберегаясь от информацион­ ного и эмоционального перенасыщения, я не затеваю больше разговоров, не пристаю с вопросами: со стороны любуюсь артис­ тичной работой бригады. Вокруг снуют ф о ­ токорреспонденты; они и в обычные-то дни не дают Лакомову покоя, а тут — канун пуска, последний километр перегона Ки- ренга — Улькан... Что еще было в этот день? Было вручение членам бригады Дипло­ мов почетных пассажиров первого поез­ да — прямо здесь, на трассе, в их вагончи­ ке, в конце смены. Была обратная дорога — двести с гаком тряских ночных километров: завывание мо­ тора, темный лес по бокам, холодный блеск нескончаемой колеи в неярком, дергаю­ щемся луче света. В восьмом часу утра в одном из каби­ нетов отделения временной эксплуатации я сталкиваюсь с Александром Васильеви­ чем Мильцевым. Он бодр, улыбчив и доб­ рожелателен. — Оставайтесь,— предлагает Александр Васильевич.— Прокатитесь по БАМу еще раз, но теперь уже с комфортом. Я отказываюсь: лучшей поездки, чем со­ вершенная, для меня быть не может. — Поздравляю вас с пуском очередного перегона,— говорю я Мильцеву на про­ щанье.— Желаю веселой поездки, отдыха среди друзей... — О каком веселье, о каком отдыхе речь? — Мильцев удивленно, даже испу­ ганно смотрит на меня.— Разве-мое место с почетными пассажирами? Разве я усижу за праздничным столом? Мне в таких тор­ жествах до скончания века уготовано дру­ гое место — в кабине тепловоза, р?дом с машинистом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2