Сибирские огни № 07 - 1979
ли додумались до реостатных электродви гателей, то и для тепловозов надо нечто по добное придумать... Говоря все это, Молоков увлекается, но ни на секунду не забывает о своих кноп ках, тумблерах и рычагах. А я слушаю его и понимаю: самое необходимое — чтобы передал он своему сыну по наследству вот это неравнодушие, эту (свойственную толь ко истинному хозяину!) озабоченность де лом. Что касается тормозной системы, то ученые наверняка о ней думают и не иск лючено, что уже найдены надежные реше ния: Леонид Федорович, в конце концов, мог и не уследить за всеми публикациями. Так что не столько ради сути тормозной проблемы излагаю я здесь подробно рас сказ машиниста, сколько ради проблемы совсем иной, которую я бы отнес к одной из самых острых в нашем обществе. Речь идет о воспитании ХО ЗЯИН А . Не знаю, мо жет быть, мне просто не везло, но только на моих журналистских и писательских тро пах размышляющий работник, ХО ЗЯИН встречался до обидного редко — куда ре же, чем более или менее добросовестный ИСПОЛНИТЕЛЬ. Что-то, видно, утрачено на ми в плане идеологического, нравственно го, трудового воспитания, если через 60 лет после революции, провозгласившей трудя щегося человека полноправным хозяином своей страны, мы все еще вынуждены кон статировать: требуется ХО ЗЯИН . ...За окном замелькали радующие глаз огоньки поселка, пока что столь редкие и неяркие на трассе. — Ну вот и Ния,— удовлетворенно, даже с каким-то облегчением произносит Моло ков. На соседнем пути гуднул встречный теп ловоз. — Посмотри-ка, Паша. Кажется 13-52? Помощник выглядывает в окно и через секунду подтверждает: — Точно! Как догадались? — По голосу,— улыбается Леонид Ф едо рович.— Три с половиной года на нем про работал... Стоянка непродолжительна — и вот уже позади Ния. За боковыми окнами плывет в предрассветной полумгле темная линия ле са; светлеет быстро, и вскоре сплошная черная стена начинает делиться на отдель ные деревья — сначала они только угады ваются, а через некоторое время я уже отчетливо отличаю сосну от осины. Наш тепловоз прицеплен к головному «задом наперед», так что мы как бы пятимся, а прямо перед глазами, за ветровым стеклом, качается, будто на волнах, полувагон, гру женный какими-то конструкциями. — По этому участку как в лодке едешь, просадка на просадке,— ворчит Молоков. Все ближе Киренга, все медленней про двигаемся мы вперед. А когда до цели ос тается всего 12 километров, путейцы пре граждают нам дорогу красным флажком: ремонтные работы.. Наконец, трогаемся дальше, и последний, опасный участок преодолеваем со скоро стью пешехода. И вот — станция. Я прощаюсь с попутчи ками, сдержанно улыбается мне Павел Гудзь, сердечно жмет руку Леонид Федо рович Молоков, и я обещаю ему, что обя зательно напишу о тормозах... Самый длинный день Щ урясь от яркого, совсем не октябрь ского солнца, брожу по Магистральному: жду мотриссу. Наконец, дежурная — кра сивая девушка со строгими серыми глаза ми — сообщает, что мотрисса с комиссией вот-вот будет. Все верно: не проходит и четверти часа, как вдали показывается миниатюрный жел тый вагончик. Станция стоит высоко над железной дорогой, и с ее крыльца мотрис с а — там, внизу, на рельсах,— кажется сов сем игрушечной. Я вижу, как открывается дверца, как один за другим появляются пассажиры и начинают медленно подни маться по длинной деревянной лестнице — сюда, к зданию вокзала. Они вытягивают ся цепочкой, идущие первыми приближа ются, и вдруг я понимаю, что сероглазая ошиблась, что это совсем ,не та мотрисса, которую я жду: незнакомые лица, женщи ны с ребятишками и узлами, парни с Чемо данами и гитарами... Я уж хотел было пой ти и слегка поиронизировать над красивой дежурной: что ж это вы, мол, напутали и где мотрисса с комиссией? Но тут вижу поднимающихся последними по лестнице и Александра Васильевича Мильцева, и Ген надия Григорьевича Анищенко, и Ивана Гавриловича Шведова, и самого замести теля начальника Ангарстроя Илью Яковле вича Борзилова... — Мы подзадержались слегка,— гово рит Илья Яковлевич.— Подвозили попутно пассажиров, ехали медленно, с перегруз кой... __ Ну, не жалеете, что отказались от лег кового транспорта? — улыбается Мильцев.— И не умыться, и не побриться... А мы с полным комфортом ,— и он проводит ла донью по гладкому подбородку. Меня зовут обедать, но я сыт, и пока они ходят в столовую, и позднее, когда мы уже едем на мотриссе к Улькану, я все ду маю об этой пустячной вроде бы фразе: «Мы подзадержались...' Подвозили попутно пассажиров...» Где еще, думаю я, возможно такое? Комиссия, выехавшая с ответствен ной целью — осмотреть перегон, по кото рому через день должен пройти первый поезд,— останавливает мотриссу на стан циях и разъездах, высаживает одних пас сажиров, и берет других, и едет дальше — в тесноте, среди плачущих детей, посто ронних разговоров... «Обычное дело — подвезли попутчи ков,— скажет кто-нибудь.— Чем тут восхи щаться?» Восхищаться, быть может, и не чем, но только надо признать, что это «обычное дело» в любых иных местах (го род, комбинат, колхоз) представить себе совершенно невозможно. Лишь в условиях
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2