Сибирские огни № 07 - 1979
ромные костры горят, и грузины вокруг них, как дикари, прыгают. «Какая температу ра?»— спрашиваю.— «Сорок три!» — «А что же не актируете?» Смею тся: «Сегодня нель зя, праздник». И такими шашлыками нас угостили!.. Целую кипу принесли — прямо в кабину... Но плитку все-таки Молоков починил, чай поставил. Тепла от этого, правда, не при бавилось, но бог с ним, с теплом! На душе так спокойно, как бывает в те редкие часы, когда сознаешь, что все у тебя идет пра вильно и хорошо. ...Глубокой ночью в служебке услышал я во сне грохот поезда, проходящего по соседнему пути, и мелькнула уж е было в затуманенном сознании предательская мыс лишка: «Проехал мимо... Буду спать до ут ра...» Но через мгновенье требовательный металлический стук разом поднял меня на ноги. Единым духом, словно по тревоге, обул я в темноте сапоги, схватил шапку, на кинул куртку и выскочил в тамбур. — Вам до Киренги? Давайте по-быстрому, поезд пришел. Бесформенными глыбами громоздились на платформе какие-то конструкции, а даль ше я скорее угадал, чем разглядел, сцепы со звеньями. Забыв поблагодарить разбудившего меня человека, спрыгнул на снег и, спотыкаясь во тьме о шпалы, побежал вдоль нескон чаемо длинного состава. Возле тепловоза перевел дух, нашарил в кармане записку Макоткина и, размахивая ею, закричал: «Возьмите до Киренги! У меня разреше ние!» Сначала в окошечке показались удив ленные детские и женские лица, а потом выглянул машинист и энергично провел ру кой по горлу: «У меня под завязку, даже встать негде. Попроситесь во второй теп л о в о з— может, они возьмут». И тут только я заметил, что состав — под двойной тягой... На мое счастье, он оказался очень тяже лым, этот состав, и вот я еду в холодной кабине, где кроме меня мерзнут две жен щины, двое парней и, разумеется, маши нист с помощником. Помощник все так же немногословен. Я сразу понял, что разговорить его не удаст ся, и потому не надоедаю со своими воп росами. — Он у нас молчаливый, оттого и неже натый,— говорит Молоков.— А между тем орден имеет... Ну, что молчишь, Паша? Но Паша Гудзь только улыбается и отма хивается: ладно, мол, о чем тут говорить. А у меня в блокноте против его фамилии остается короткая запись: «За дорогу Хреб товая— Усть-Илимская награжден орденем «Знак Почета». Зато Леонид Федорович Молоков — на стоящий клад для журналиста! Я уже знаю, что по рождению он костромич, до 15 лет жил в деревне, потом окончил в Иванове училище. Поначалу слесарил, а через год в Ш арье с должности кочегара начал свою железнодорожную карьеру. Служил в ар мии, вернулся на старое место, но тут на чалось в стране освоение целины. Поехал. Пять лет водил в Казахстане поезда с хле бом. А в 71-м поманила его новая даль — дорога от Хребтовой до Усть-Илимска. Был он тогда уже инструктором, и позднее, на вторых путях ветки Тайшет — Лена, тоже передавал опыт молодым. Ну, а здесь, на БАМе, машинисту 2-го класса Леониду Ф е доровичу Молокову доверяют самые от ветственные рейсы по новорожденным, еще «дышащим» перегонам. Успел узнать я и о том, что вся семья Молоковых железнодорожная: Анна Ва сильевна, супруга,— экипировщица, сын Саша — помощник машиниста, иной раз ему поездка вместе с отцом выпадает. И что любопытно: после ГПТУ Саш у (как от личника) рекомендовали в институт, от та кой возможности мало кто откажется, а он отказался — решил сначала поработать. Наблюдаю я за Молоковым-старшим и хочу угадать, какие из своих навыков и при вычек передаст он сыну. Хочу верить, что унаследует Александр от отца аккуратность, несуетливость, обстоятельность — качест ва, столь притягательные в любом человеке рабочей профессии. — Со мной художник ездил,— вспомина ет Леонид Федорович.— Нарисовал меня. Я глянул — чуть со смеху не помер. «Что смеешься?» — спрашивает. Да я ж, говорю, таким красивым и в девках не был! Ни од ной морщинки... Он начинает перечислять, кого еще при ходилось возить по БАМу, и вдруг спраши вает: * — А вы, случаем, не из «Гудка»? — Нет,— отвечаю ,— не из «Гудка». Сц е нарий хочу про ваше отделение написать, для документального фильма... Слова мои о фильме Молоков словно бы пропускает мимо ушей. — Мне бы с корреспондентом «Гудка» потолковать,— говорит он и достает из портфеля, стоящего у него в ногах, стопу журналов «Электрическая и тепловозная тяга». Каждый номер аккуратнейшим обра зом вставлен в прозрачную полиэтилено вую обложку. Леонид Федорович листает журналы — один, другой, третий, и нако нец находит то, что искал.— Вот, посмотри те, на Брянском заводе новый локомотив изготовили. Пока что в одном экземпляре существует. Предназначен для БАМа, а ис пытания почему-то проходит на месте. Сю да его надо, к нам, на Западный участок!.. И Молоков подробно рассказывает мне о проблеме, которая давным-давно его беспокоит. — На каких тормозах мы ездим? На до потопных! Даже при скорости двадцать пять километров в час мне не хватает тор м о зо в— понимаете, о чем речь? А если я возьму девять тысяч тонн и разгоню их до ста километров? Ведь на БАМе именно та кие скорости предусмотрены... Чем тормо зить? В специальной литературе ничего нет по этому поводу. О новых сверхмощных локомотивах для БАМа пишут много, но не ужели и на них останется старая тормоз ная система?.. Возьмите электровоз — у не го рекуперативное торможение. И уж ко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2