Сибирские огни № 07 - 1979
Жили Калинины в Черкассах, в благодат ном, теплом краю. Галя после окончания школы работала радиомонтажницей. Муж ее Валерий был на этом же заводе началь ником цеха. Их самостоятельной, разме ренной, устоявшейся жизни исполнилось уже десять лет, когда внесло в семью сумя тицу слово «БАМ». Первыми, как ни стран но, покинули родные места и отправились в неведомую Сибирь Калинины-старшие, отец и мать Валерия, а через некоторое время их примеру последовали молодые. Боязно ли было? Пожалуй, нет. Ехали-то к родителям, знали, что и жилье, и помощь необходимая гарантированы, и двухлетний И горек не останется без присмотра. А вот на работу полегче да попривычней рассчи тывать не приходилось: радиомонтажницы на БАМе, понятное дело, не требовались... Требовались рабочие в бригаду Дудина. На балластировку пути. Стараюсь, но никак не могу представить Галю Калинину на балластировке. Ее руки привыкли к тонкой, почти ювелирной ра боте, а тут — лопата да кувалда. И добро бы, если бы состояла бригада в основном из парней. Так нет же! Добровольцы из азербайджанского отряда разбежались кто куда (видно, подыскали себе занятие по- пегче), и остались у Дудина только жен щины. Шпалы подтаскивать. Рельсы набра сывать. Загонять костыли. Казалось бы, предостаточно уже написа но о том, что не на всякий труд должна иметь женщина право. И соответствующие параграфы в законодательстве, видимо, су ществуют, и медицина свое веское слово тоже сказала... А все не впрок. Снова мы встречаем женщину с лопатой. И где? На БАМе, на передовой стройке последней четверти двадцатого века! И снова вспоми наются пронзительные, до сих пор не став шие, к сожалению, достоянием истории строки Ярослава Смелякова: А я бочком, и виновато, и споты каясь на ходу, сквозь эти ж енские лопаты, как сквозь ш пицрутены , иду. Домой Галя возвращалась, едва держась на ногах, с одной мыслью — скорей бы до браться до постели. Осунулась, почернела даже. Руки огрубели, обветрилось лицо, по трескались губы. Валерий не мог не ви деть, как тяжело ей приходилось, пережи вал по-своему, молча. Наконец не выдер жал: «Все, хватит!» А Гале уже казалось, что только доброго слова недостает да похвалы — и она втянется, привыкнет, оси лит тяжкую работу... Но муж настоял на своем: «Набирают проводников для перво го поезда, пойдешь хоть временно...» Отправилась Галя в бухгалтерию за рас четом, а там кто-то возьми да спроси: «Не жалеешь, что уходишь?» И она вдруг рас плакалась. Словно бы все эти месяцы не было постоянного напряжения и усталости, а может быть, именно потому, что и на пряжение, и усталость только теперь от пустили ее, оплакивала Галя свой тяжкий, неженский труд на путях, где ежедневно приходилось побеждать себя, где каждый старался поднять тяжелее и сделать боль ше, чтобы легче и меньше осталось на долю другого. Должность проводницы, как вскоре выяс нилось, тоже имела свои сложности. И про исходили они, в основном, от чрезмерной назойливости пассажиров — быть может, как раз именно тех представителей силь нейшей половины человечества, кому над лежало подтаскивать шпалы и набрасывать рельсы. Впрочем, скоро Галя научилась быть с кем надо резкой и без труда утихомирива ла любого нахала. Да и ее узнали, и к ней привыкли: как ни переменчив и ни текуч пассажирский поток, а коим-то образом и он обретает опыт да память. Новые заботы, казалось бы, целиком овладели Галей, и все же мысли ее нет-нет да и возвращались туда, в бригаду Дудина, и снова казнила она себя за то, что проме няла настоящее дело на второстепенную, маловажную, как ей представлялось, рабо ту. А когда на перегоне от Лены-Восточной до Таюры поезд, случалось, замедлял ход, выбегала Галя в тамбур и, открыв дверь, искала взглядом среди путейцев своих по дружек Нину Тимофееву да Аню Круглову, махала им, кричала что-то, и они махали и кричали в ответ. Участок, где велась под сыпка, оставался позади, поезд снова наби рал скорость, а Галя долго еще не могла' успокоиться... ...Мерно посапывает вагон — импровизи рованная гостиница на колесах. Угомони лись даже малые дети. Тишина. — Отдыхайте,— говорит Галя.— Вам от- дыхать-то осталось часа два, не больше. Она берет со столика фонарь и уходит в сосёдний вагон. А я стаскиваю сапоги, вы тягиваюсь на полке и почти мгновенно за сыпаю, словно проваливаюсь в какой-то ватный беззвучный мир. Последняя мысль: «Не забыли бы разбудить, когда придет товарняк...» И снова по бамовской дороге на попутках В кабине чертовски холодно — пар идет изо рта. — А я, грешным делом, думал, что в тепловозе всегда жарко, на то он и ТЕПЛО - воз! — Мой неуклюжий каламбур, кажется, не доходит, потому что помощник маши ниста Павел Гудзь отвечает всерьез и ко ротко: — 'Калорифер перегорел. Вскоре выясняется, что электроплитка то же перегорела и не на чем даже согреть чаю. — Помню, вел я первый поезд до Не- беля,— рассказывает машинист Леонид Ф е дорович Молоков.— Мороз был! В кабине колотун, да и плитка еле дышит. А мы с со бой пельмени взяли. Поставили варить, ждем-ждем, а они не закипают, только рас кисли... Так бы нам голодом и ехать, но спасибо, Ния выручила. Подъезжаем — ог
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2