Сибирские огни № 07 - 1979
Ужин на перегоне и ночное интервью — Прощу любить и жаловать! Вот он, наш локомотив: 55-80, это его фамилия.— Аркадий Васильевич Спирин гостеприим ным жестом приглашает подняться наверх. В кабине тепло и чисто. У дверей акку ратно расстелена влажная тряпица — выти рать ноги. Прохожу, снимаю куртку, осмат риваюсь. Помимо многочисленных ручек, тумблеров, лампочек, схем, прибо ров, назначение которых мне неизвестно, вижу чайник на старенькой электроплитке, кастрюлю, две эмалированные кружки, банку с Вареньем, и эти привычные пред меты создают совсем домашнюю, уютную обстановку. Приносят справку о тормозах, и тут же Лариса Садкова вручает жезл с бланком предупреждений. Спирин все формально сти выполняет четко — предупреждения зачитывает вслух, а потом передает своему помощнику Николаю Морозову: — Ознакомься. — Счастливо! — кричит нам снизу Лари са и поднимает руку с фонарем. — Сейчас опробуем тормоза,— говорит Спирин.— Так, порядок. Теперь поехали! Он дает гудок, и тепловоз легко, без на пряженного подергивания, трогается с мес та. — Легкий состав,— подтверждает мою догадку Аркадий Васильевич.— А теперь проверим тормоза в движении, это необ ходимо. Катим мимо будки, мимо стрелочницы с фонарем. — Провожает,— говорит помощник. — Провожает,— вторит ему машинист. Видимо, так достигается стопроцентная уверенность в том, что сигнал понят пра вильно. Позади остаются редкие огоньки полу- снесенной деревни Якурим: БАМ прошел прямо по ее центральной улице, прошел — как разрезал пополам, навсегда перечерк нул неумолимой стальной колеей... — До Чудничного подъем и кривые.— Спирин не забывает о добровольно взятых на себя обязанностях и объясняет, что пер вый подъем — самый крутой на Западном участке. Разъезд Чудничный. Здесь предстоит об мен жезлами. На минуту появляется в ка бине дежурный по имени Гена, и так уж хочется ему поговорить, так соскучился он' по свежему человеку! — Угадай, в какой руке твой? — Гена прячет за спину оба жезла, старый и новый, им принесенный. Но Спирин к шуткам не расположен: — Ладно, давай, ехать надо. — Счастливо! — Гена вскидывает руку и исчезает за дверью, где только темень, только тайга да два полузанесенных снегом вагончика, приткнувшихся к железнодорож ному полотну. — Ну, вот и все,— говорит Аркадий Ва сильевич, когда мы минуем стрелку.— Счи тай, что самый трудный участок позади, от сюда до Таюры — под горку, не работа, а отдых. Потом Аркадий Васильевич дает своему помощнику команду готовить ужин, и на ма леньком столике тут же появляется нехит рая, но аппетитная снедь: крупно нарезан ный хлеб, яйца, банка сгущенки, варенье. Закипает на плитке чай, и Спирин пригла шает меня к столу: — Ужинайте, а мы с Колей потом, попе- ременке. — ...вот и приехали,— произносит Спирин когда впереди, за неясными очертаниями таюрского моста, показывается россыпь огней. Сразу за мостом, не доезжая до станции, Аркадий Васильевич останавливает поезд. — Отсюда пассажирам ближе,— говорит он и, высунувшись в окно, пытается раз глядеть в темноте, все ли вышли из вагонов. А еще через пять минут я прощаюсь с гостеприимными хозяевами тепловоза 55-80, и Спирин, не слушая моих возражений, за талкивает мне в сетку сверток с колбасой, хлебом и вареными яйцами. — Берите без разговоров! Еще неизвест но, когда доберетесь до столовой... В комнате дежурной по станции Таюра я договариваюсь с молоденькой девушкой, что меня разбудят, когда придет грузовой поезд, и отправляюсь искать проводницу Галю Калинину, с которой Лариса Садкова познакомила меня на Лене-Восточной. Пас сажирские вагоны отцеплены — им здесь ночевать, а утром отправляться в обратный путь. Поднимаюсь на площадку, открываю дверь, и теплый полумрак встречает меня тихим похрапыванием, сонным детским пла чем, приглушенными голосами. Навстречу выходит Галя, в руках у нее фонарь, и в тусклом его свете меня сно ва, как и при первой встрече, поражают тонкие черты ее лица и внимательный, чуть грустный взгляд больших глаз. — Всем этим людям ехать дальше — ко му до Нии, кому до Киренги, кому до са мой Кунермы,— говорит Галя.— Будут доби раться на чем придется... Конечно, вагон — не гостиница, но куда им пойти? Многие с детьми, возвращаются из отпусков. Не гнать же на улицу...— В голосе Гали слышится нот ка человека оправдывающегося, как будто бы я(— тот самый службист, который спо собен упрекнуть ее в нарушении инструк ции с целью... помочь людям. — Расскажите о себе,— прошу я Галю. Подобная просьба и после длительного знакомства воспринимается, наверно, как не очень-то скромная, а в данной ситуации она звучит вообще дико. Я это прекрасно понимаю, но выхода у меня нет: через три часа я уеду дальше, и вряд ли выпадет ког да-нибудь новый случай поговорить с пер вой проводницей первого на БАМе пасса жирского поезда. Поначалу Галя немногословна, и не пото му, что робеет, а просто ей, как и всякому цесамовлюбленному человеку, собственная судьба кажется обыкновенной, малоинте ресной.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2