Сибирские огни № 07 - 1979

новку на хлопотную, беспокойную долж­ ность в отделении временной эксплуатации. Геннадий Григорьевич Анищенко. После сдачи дороги Хребтовая — Усть-Илимская остался было в системе МПС — ревизором движения, но больше двух лет не усидел на месте: попросился в ОВЭ и был назна­ чен главным инженером. Виктор Трофимович Макоткин. Двенад­ цать лет подряд был начальником депо на станции Лена, за добросовестный труд на­ гражден орденом. Ушел на БАМ — строил мосты через Лену и Таюру, а последние гри года возглавляет локомотивную служ ­ бу ОВЭ. Чем объяснить все эти случаи и великое множество других? Это странное бегство из обжитых мест, цивилизованных городов и поселков, благоустроенных квартир, пер­ сональных кабинетов? Эту неуемную тягу ко всему новому, развороченному, непри­ чесанному? Легче всего, конечно, призвать на по­ мощь пресловутый бамовский коэффици­ ент, но сделать это — значит впасть в са­ мый что ни на есть вульгарный примити­ визм. Нет, я достаточно знаю этих людей и не соблазнюсь такой легковесной разгад­ кой... Сижу в кабинете дежурного по станции, жду поезда и откровенно любуюсь работой Ларисы Садковой. Перед ней четыре теле­ фона, рация, множество кнопок и переклю­ чателей — звон и гул исходит от аппаратов почти беспрерывный, но она укрощаёт их как бы шутя, играючи. Мгновенно опреде­ лив, какой вызов важнее, кого-то просит секундочку подождать, кому-то диктует номера вагонов, с кем-то настойчива и тре­ бовательна, а с кем-то вдруг совсем по- женски трогательна: «Помогай, Фаечка, БАМ строить!» — Трудный день,— словно бы оправды­ вается Лариса, покончив с очередным раз­ говором.— С^аем МПС пятьдесят семь по­ рожних вагонов... Она, видимо, чувствует себя виноватой, что не может уделить гостю внимания, и как я ни пытаюсь ее убедить, что меня впол­ не устраивает роль наблюдателя, все же выкраивает минутки и, поворачиваясь ко мне, торопливо объясняет то одно, то дру­ гое. — Все команды записываются в журнал, а сейчас вот, посмотрите, я готовлю пре­ дупреждение машинисту. Лариса отрывает бланк с желтой поло­ сой по диагонали, начинает заполнять его да сбивается, перечеркивает крест-накрест и пишет: «Испорчено». Я хочу попросить ис­ порченный бланк на память, но Лариса опережает меня, непонятным образом уга­ дывая желание, которое ей, вроде бы, должно казаться совсем странным. — Хотите подарю? На бланке обозначены километры, на ко­ торых машинисту предписано снизить ско­ рость до 15 и даже до 10 километров в час. Причины — пробуксовка, резкие просадки пути. Лариса объясняет: на перегоне Ле- на-Восточная — Таюра поездам разрешено двигаться со скоростью 30 километров в час, но на некоторых участках нужна особая бдительность. Мне вспоминаются статьи, в койх сказано, что поезда пойдут по БАМу со стадвадцатикилометровой скоростью; когда это время настанет, белый бланк с желтой полосой по диагонали будет вы­ глядеть музейным экспонатом... — Лена-Восточная! — Слушаю! Лариса получает какие-то указания от диспетчера, а когда разговор заканчивает­ ся, не удерживается от комментария: — Не с каждым диспетчером легко ра­ ботать. Есть у меня, как говорится, свой — Иванов Владимир Иванович. Жаль, уезжает на Улькан... Я отвечаю, что уж с ней-то наверняка всем работать легко — и диспетчерам, и машинистам. — Поручиться не могу,— улыбается Ла­ риса.— Но дело свое люблю, это точно. Я начальнику станции так и сказала: если про­ винюсь, то не выгоняйте совсем, а хотя бы стрелочницей оставьте — без железной до­ роги мне не жить!.. Она накидывает пальто и, не повязав го­ ловы платком, выскакивает с фонарем на перрон; через мгновенье я вижу, как за окном, в густеющих сумерках, промельк­ нула копна ее пепельных волос. Телефоны в отсутствие Ларисы, словно дрессированные, молчат, но стоит ей по­ явиться, как они снова начинают наперебой трезвонить. Чем ближе час отправления пассажирского поезда, тем оживленней на Лене-Восточной. В кабинет ненадол­ го заглядывает машинист тепловоза, на ко­ тором мне предстоит проехать первый пе­ регон, и Лариса не упускает случая по­ знакомить меня с ним. Потом, заботясь о моем отдыхе, она договаривается с забе­ жавшей на минутку проводницей, чтобы та пустила меня в вагон во время ночной сто­ янки в Таюре. Коридор и небольшой зал ожидания по­ степенно заполняются пассажирами. Ника­ ких удобств и услуг временный вокзаль- чик, понятно, предоставить им не может: и за кипяченой водой для ребенка, и за таб­ леткой анальгина идут к дежурному по станции... Звонок с Лены: — Лена-Восточная! К вам вышел автобус с пассажирами, человек пятнадцать, есть дети. Просили подождать. — Подождем,— отвечает Лариса Садко- ва и, повернувшись ко мне, будто ища под­ держки, повторяет: — Надо подождать. А мне приходит в голову мысль: в целом свете нет сейчас, пожалуй, второй такой сердечной железной дороги, где бы, нару­ шая расписание, задерживали поезд, что­ бы успели на него пятнадцать опаздываю­ щих пассажиров... Наконец наступает торжественная мину­ та. Путем сложных манипуляций Лариса из­ влекает из аппарата жезл — тяжелый, до блеска отполированный кусок металла. На нем отлито: «Лена-Восточная — Чудничный».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2