Сибирские огни № 07 - 1979
ностью делами стройки. Они совсем раз ные, начальник и главный инженер. Алек сандр Васильевич отдал дорогам без ма лого сорок лет. Ростов — Туапсе — Даль ний Восток — фронт — Карелия — Омск — Печора — Хребтовая — БАМ — вот этапы «большого пути» Мильцева, ветерана же лезнодорожного строительства страны. Ген надий Григорьевич сравнительно молод: в 68-м, окончив институт, получил первую должность — дежурного по станции Игир- ма на самой трудной в ту пору трассе Хребтовая — Усть-Илимская. БАМ для Ани щенко вторая стройка... Я уже наслышан от диспетчера о труд ностях и неурядицах: на некоторых разъ ездах еще нет стрелочников (не построены для них будки), дежурными работают вче рашние выпускники техникумов, опыта у них никакого, необходимо контролировать постоянно, а связь ненадежна, часто вы ходит из строя. Ненормальным представ ляется Убееву и тот факт, что с БАМа ва гоны идут порожняком: вдоль трассы уже существуют леспромхозы, они вполне мог ли бы отправлять свою продукцию по же лезной дороге, и магистраль уже начала бы себя окупать. Но все упирается опять- таки в отсутствие площадок, в нехватку спе циалистов по погрузке и крепежке леса... — Диспетчер, ответьте Киренге! Здесь женщина одна председателя месткома ищет, важный вопрос, а телефон не отвеча ет... Анатолий Михеевич записывает на клочке бумаги просьбу, хотя не его это дело — ра зыскивать кого бы то ни было: он поезд ной диспетчер, а не секретарша. Но разве откажешь людям, разве станешь прикры ваться служебной инструкцией, когда зна ешь, что, кроме тебя, помочь некому? И чем только не приходится заниматься дис петчеру! Особенно ночью: тут он и Комен дант (надо устроить на отдых вернувшую ся со смены бригаду), и милиция, и скорая помощь... В диспетчерскую заходит Мильцев и спрашивает, не изменились ли у меня пла ны и не надумал ли я ехать утром вместе со всеми на мотриссе. Александр Василье вич улыбается, и добрая улыбка его на сей раз имеет какой-то хитроватый оттенок. Я понимаю, в чем подоплека безобидного лу кавства Мильцева: как бы не пришлось, мол, потом пожалеть, что променял удоб ное во многих отношениях путешествие на обременительную поездку. Слов нет: вояж с начальством по всему Западному участ ку на мотриссе (так именуют нынче быв шую дрезину, или «калужанку») имеет не мало существенных преимуществ, но я не меняю своего решения: — Буду добираться тепловозами. — Тогда я попрошу вас ставить в' извест ность дежурных по станции, где вы нахо дитесь,— говорит Александр Васильевич,— чтобы на обратном пути мы могли вас за брать. Потом он ведет меня в кабинет своего заместителя по локомотивам Виктора Тро фимовича Макоткина: — Напиши разрешение. Виктор Трофимович отрывает половинку от лежащего перед ним листа в клеточку и пишет: «Всем машинистам локомотивов ОВЭ Ангарстроя. Разрешается проезд на локомотивах по участку Лена-Восточная — Улькан тов. Иоффе С. А.» Внизу он распи сывается и ставит дату. Я беру в руки необычный и, как мне ка жется, не очень внушительный документ и робко осведомляюсь: — Быть может, печать поставить?.. — Не надо!— отмахивается Виктор Тро фимович. И точно: печать была ни к чему. Каждый, кому протягивал я впоследствии этот лис ток на перегонах от Лены-Восточной до Улькана, мельком взглянув на неразборчи вую подпись, удовлетворенно констатиро вал: «А, Макоткин!..» — и я уже мог с пол ным правом рассчитывать на любую под держку и помощь. Первая станция Так уж повелось у журналистов, что пер вой на Западном БАМе называют Таюру, а Лену-Восточную почему-то в расчет не бе рут, хотя именно с нее, возникшей в четы рех километрах от подведомственного МПС Якурима, и начинаются владения ОВЭ. — Пока что у нас древняя электро-жез- ловая система,— объясняет мне дежурная по станции Лариса Садкова.— В техникуме мы ее кое-как прошли, уверены были, что никогда с ней не встретимся, а тут вот заново пришлось осваивать, на прак тике... После техникума Лариса работала на станции Селенга, в Бурятии. Там и новейшая автоматика, и четкая организация труда, и современный, городского типа, поселок не подалеку. А как только прослышала, что на БАМе пошли первые поезда, бросилась сюда — на необустроенную Лену-Восточ ную. Впрочем, Ларису Садкову понять можно: она родом из этих мест. А вот как объяс нить «неразумные», с точки зрения формальной логики, поступки многих других? Сергей Моисеев (о нем мне рассказа ла Лариса). Был дежурным по станции Ир- кутск-сортировочный, одной из крупнейших на Восточно-Сибирской железной дороге. Оставил обжитое место, отлаженную сис тему и начал с нуля — составителем на Ле- не-Восточной. Анатолий Михеевич Убеев. После окон чания Улан-Удэнского техникума, с 1957 го да, работал локомотивным диспетчером в Зиме. Через два года, когда была сдана в постоянную эксплуатацию дорога Тайшет — Лена, перевелся в Вихоревку; десять лет занимал там должность поездного диспет чера и еще семь лет — помощника началь ника дистанции пути. А в 76 году поменял устоявшуюся жизнь и привычную обета-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2