Сибирские огни № 07 - 1979

Борис Резник РЕБЯТА ИЗ НОВОСИБИРСКА березовый знаю добрый десяток лет — с той самой, поры, когда он только начинал­ ся. Помню, приехал сюда в июле, в жару несусветную. Сошел с дрезины и остано­ вился ошеломленный — такая вокруг кра­ сота! Снег на вершинах сопок, таежные гривы, синие перевалы, стремительная гор­ ная река Амгунь... В низине, будто в чаше стадиона, березовая роща. А весь посе­ л о к— три десятка брусчатых да щитовых домов. Среди странных и неожиданных назва­ ний окрестных поселков — Эворон, Болонь, Горин, Хурмули — Березовый выделялся и именем своим, и тем, что был он словно островок среднерусской равнины, неведо­ мо как забредший в глубь азиатского ма­ терика. В ту пору начиналось здесь строи­ тельство леспромхоза, с которым местные жители связывали надежды на развитие селения. Ан вышло, что жизнь опередила их мечты. Мог ли кто подумать, что этот негром­ кий таежный поселок станет одной из уз­ ловых станций Восточного участка Байкало- Амурской железнодорожной магистрали, а вместо леспромхоза здесь развернется строительство крупнейшего на Дальнем Востоке лесопромышленного комплекса. И потянулся народ в Березовый. Если раньше всякого жителя, да и приезжего, председатель поссовета Георгий Платоно­ вич Мацегоров знал, как звать-величать, то теперь их и в лицо не вдруг упомнишь — несколько тысяч человек прописано здесь. Прародитель поселка — леспромхоз, или, как его еще называют в проектных доку­ ментах, градообразующий объект,— усту­ пил лидерство сначала мощной передвиж­ ной механизированной колонне № 23 «Мин- тяжстроя», а сейчас вот всем на пятки наступает новая организация — строитель­ но-монтажный поезд «НовосибирскБАМ- строй». Не прошло и полгода, как первая груп­ па новосибирцев прибыла своим поездом в Березовый. Впрочем, поезда, как таково­ го, не было. Был вагон. В нем — сорок Шесть ребят, озорных, смешливых, глаза­ стых, охрипших от песен за время долгого пути. Встретили их, как положено, с орке­ стром. Когда отзвучали аплодисменты и речи, руководители района озадаченно оглядели немудрящий скарб приехавших и поинтересовались:, где же, так сказать, ма­ териально-техническое обеспечение буду­ щей стройки? Обеспечения не было. Теперь уж что корить тех, кто собирал отряд в дальнюю дорогу. Только снаряди­ ли новосибирцы поначалу свой бамовский поезд весьма легкомысленно: снабдив его топорами да кувалдами, не самыми нужны­ ми инструментами на стройке века, хотя еще и находящими себе применение. Во всяком случае, выглядели ребята на фоне пензенцев и алтайцев, прибывших строить соседние станции, не лучшим образом. За теми следом пришли составы с техникой, оборудованием, строительными материала­ ми, временными жилыми вагончиками. После-то и Новосибирск не подкачал, но что было поначалу — то было. Сибиряки не пали духом. Собрал ребят главный инженер СМП Василий Михайлович Баталов, очертил рукой пустырь за посел­ ком, сказал: — Здесь пустим корни. Лето — не зима, и в палатке благодать. Узнав, что Хурмули в переводе с нанай­ ского означает «пустое место», доморо­ щенные остряки так и окрестили времен­ ный поселок. А поскольку одни Хурмули на бамовской трассе уже существовали, то новый нарекли Малыми Хурмулями. Спешу сказать доброе слово о Баталове. На его плечи легли все основные заботы по организации жилья и быта новоселов. Он первым из руководителей строительно­ монтажного поезда приехал на место бу­ дущей стройки. Ребята сфотографировали Василия Михайловича на фоне пустыря, по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2