Сибирские огни № 07 - 1979
Борис Резник РЕБЯТА ИЗ НОВОСИБИРСКА березовый знаю добрый десяток лет — с той самой, поры, когда он только начинал ся. Помню, приехал сюда в июле, в жару несусветную. Сошел с дрезины и остано вился ошеломленный — такая вокруг кра сота! Снег на вершинах сопок, таежные гривы, синие перевалы, стремительная гор ная река Амгунь... В низине, будто в чаше стадиона, березовая роща. А весь посе л о к— три десятка брусчатых да щитовых домов. Среди странных и неожиданных назва ний окрестных поселков — Эворон, Болонь, Горин, Хурмули — Березовый выделялся и именем своим, и тем, что был он словно островок среднерусской равнины, неведо мо как забредший в глубь азиатского ма терика. В ту пору начиналось здесь строи тельство леспромхоза, с которым местные жители связывали надежды на развитие селения. Ан вышло, что жизнь опередила их мечты. Мог ли кто подумать, что этот негром кий таежный поселок станет одной из уз ловых станций Восточного участка Байкало- Амурской железнодорожной магистрали, а вместо леспромхоза здесь развернется строительство крупнейшего на Дальнем Востоке лесопромышленного комплекса. И потянулся народ в Березовый. Если раньше всякого жителя, да и приезжего, председатель поссовета Георгий Платоно вич Мацегоров знал, как звать-величать, то теперь их и в лицо не вдруг упомнишь — несколько тысяч человек прописано здесь. Прародитель поселка — леспромхоз, или, как его еще называют в проектных доку ментах, градообразующий объект,— усту пил лидерство сначала мощной передвиж ной механизированной колонне № 23 «Мин- тяжстроя», а сейчас вот всем на пятки наступает новая организация — строитель но-монтажный поезд «НовосибирскБАМ- строй». Не прошло и полгода, как первая груп па новосибирцев прибыла своим поездом в Березовый. Впрочем, поезда, как таково го, не было. Был вагон. В нем — сорок Шесть ребят, озорных, смешливых, глаза стых, охрипших от песен за время долгого пути. Встретили их, как положено, с орке стром. Когда отзвучали аплодисменты и речи, руководители района озадаченно оглядели немудрящий скарб приехавших и поинтересовались:, где же, так сказать, ма териально-техническое обеспечение буду щей стройки? Обеспечения не было. Теперь уж что корить тех, кто собирал отряд в дальнюю дорогу. Только снаряди ли новосибирцы поначалу свой бамовский поезд весьма легкомысленно: снабдив его топорами да кувалдами, не самыми нужны ми инструментами на стройке века, хотя еще и находящими себе применение. Во всяком случае, выглядели ребята на фоне пензенцев и алтайцев, прибывших строить соседние станции, не лучшим образом. За теми следом пришли составы с техникой, оборудованием, строительными материала ми, временными жилыми вагончиками. После-то и Новосибирск не подкачал, но что было поначалу — то было. Сибиряки не пали духом. Собрал ребят главный инженер СМП Василий Михайлович Баталов, очертил рукой пустырь за посел ком, сказал: — Здесь пустим корни. Лето — не зима, и в палатке благодать. Узнав, что Хурмули в переводе с нанай ского означает «пустое место», доморо щенные остряки так и окрестили времен ный поселок. А поскольку одни Хурмули на бамовской трассе уже существовали, то новый нарекли Малыми Хурмулями. Спешу сказать доброе слово о Баталове. На его плечи легли все основные заботы по организации жилья и быта новоселов. Он первым из руководителей строительно монтажного поезда приехал на место бу дущей стройки. Ребята сфотографировали Василия Михайловича на фоне пустыря, по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2