Сибирские огни № 06 - 1979
два «поступка» А. Ероховца, несмотря на издержки, все же достойны уважения. Но мы вправе ожидать от него «поступ ков» еще более весомых и значительных. Е. МАРТЫШЕВ С. Н. Баландин. Новосибирск. История гра достроительства. 1893—1945 гг. Зап.-Сиб. кн. изд., 1978. Библиотека о Новосибирске (а ее пока еще никак нельзя считать обширной) по полнилась весомой и серьезной книгой кандидата архитектуры С. Н. Баландина. Книгой, в которой систематизированно и аналитически прослеживается архитектур ная история нашего города от его зарож дения до конца Великой Отечественной войны. «Рождение поселения» и «От поселка к городу»— первые главы «Новосибирска» — насыщены богатым сводным историческим материалом как о строительстве Великого Сибирского пути, так и о самом моменте рождения города, о первых шагах будуще го гиганта на Оби. Н. Г. Гарин-Михайловский, Н. А . Белелюб- ский, Г. М. Будагов. Первый — обосновал место мостового перехода через Обь у се ла Кривощеково; второй— проектировал этот мост на 1328-й версте Западно-Сибир ской дороги; третий — был начальником работ на строительстве моста. Если первое имя увековечено, и его но сит привокзальная площадь, где, к сожале нию, до сих пор нет памятника основателю города (хотя конкурсы и проводились), как нет и указателей на то, что эта площадь но сит имя Гарина-Михайловского, то Н. А . Бе- лелюбский и Г. М. Будагов менее известны новосибирцам. Книга С. Н. Баландина, став предметом изучения будущих архитекторов, пособием для старших школьников по истории края да и полезным чтением для каждого, кому небезынтересно прошлое Новосибирска в его динамике,— эта книга не только воз даст дань памяти людям, которые волею судеб встали у колыбели Новосибирска, но и достоверно донесет до читателей полную картину роста столицы Сибири в деталях, фактах, исторически выверенных и осве щенных личностным взглядом автора. Особенно этот взгляд чувствуется, когда автор переходит непосредственно к архи тектуре, к описанию, оценке, анализу осо бенностей разных этапов застройки Ново сибирска. 20-е годы: «Сопряжение бревен в углах срубов было двух типов: «в обло» и «в ла пу» ... 40-е годы: «Перед новосибирцами предстал нарядный театр со зрительным залом-ротондой, имеющим диаметр 55,5 м (превосходящий размером знаменитую римскую античную ро тонду— Пантеон...) ...Живопись плафона, большая люстра, свер кавшая бесконечными огнями, темное д е рево ограждений ярусов, красный бархат обивки кресел и драпировок, на фоне ко торых красиво рисовались белые античные скульптуры, производили большое впечат ление и создавали праздничное, приподня тое настроение». Таков диапазон этой книги. В этом ее «интересность», ибо архитектурная история Новосибирска в короткий период вобрала в себя все многообразие стилей — от дер е вянного зодчества до индустриальных ме тодов эпохи НТР, методов, романтические зачатки которых явственно проглядывали в конструктивизме начала 30-х годов. Здания — это лики времени, это слепки эпохи, их породившей. Не потому ли так непросто смириться порою с тем, что эти лики исчезают навсегда, как старый кино театр им. Маяковского и примыкавший к нему ряд старых зданий, как множество и множество деревянных домов с великолеп ной резьбой, следы которой остались толь ко на фотографиях (они есть в книге с по метками «не сохранилось»). Грустно видеть на снимках первоначальный вид некоторых зданий, потому что теперь они искажены позднейшими перестройками и реконструк циями. С. Н. Баландин, беспристрастно излагая факты и комментируя их основательно и исчерпывающе,— грусть нашу учит гово рить, дает ей слова: «...закончилась рекон струкция ТЮЗа (Дом Ленина) по проекту архитектора В. М. Тейтеля. Сооружение утеряло монументальность и некоторую об разную символику, соответствующую его первоначальному назначению. Зданию был придан «ампирный» характер: колоннада у главного входа получила более изящную прорисовку профилей капителей, у колонн появилось перекрытие (антаблемент) с тон ким карнизом... Сооружение более приоб рело в композиционной законченности и художественной целостности, но утратило временную выразительность и образ зда ния-памятника, посвященного конкретному событию». Здесь не со всем хочется согласиться. Автор пишет мягко — «некоторую образ ную символику», а здание утратило в своей внешности ВСЁ, что давало ему право на зываться Домом Ленина. Он пишет: «Утра тило временную выразительность», но вы ражение любви к Ленину — величина пос тоянная... Пример с этим зданием показывает, как холодными руками можно нарушить есте ственно сложившийся историко-архитектур ный ансамбль: Дом Ленина — сквер Героев революции... А почему, строя новое, надо напрочь разваливать старое? Скажем, выразитель нейший барельеф Вл. Маяковского, кото рый украшал старый кинотеатр? Разве нельзя было его сохранить и каким-то об разом учесть в проекте нового кинотеатра? Если у старого было свое лицо, то новый стандартен, как стеклянный стакан, и с полным правом может носить любое стан дартное имя — «Космос», «Заря», «Весна» и т. д. Украсило бы новый кинотеатр, где-ни будь в фойе, если не это прекрасное и, ви димо, утраченное изображение поэта ре-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2