Сибирские огни № 06 - 1979
тора, что исследование локального литера турного материала позволяет выявить весь ма серьезные стороны современного литературного процесса, новыз черты со ветской литературы. В заключение хотелось бы еще раз от метить, что работы, о которых шла речь в рецензии, неравноценны по уровню лите ратурно-критического мастерства, нередко еще им недостает глубинного проникнове ния в художественную систему того или иного произведения, отдельного писателя, но историко-литературные или критические исследования строятся чаще всего на не известном или малоизвестном материале. Итоги этих исследований или разысканий нельзя обойти молчанием, они должны учитываться в работах, так или иначе свя занных с литературным процессом в Сиби ри. И не только в Сибири. э . ШИК Александр Ероховец. Поздний сенокос. М„ «Современник», 1978. Александр Ероховец. На земле, на свете этом. Красноярское кн. изд., 1978. Не каждому автору удается в один год издать две солидного объема книжки. Сам по себе этот факт хотя и не имеет реша ющего значения для оценки мастерства пи сателя, все же является своего рода при знанием его литературных заслуг. Кроме того, столь полно и щедро представленный читателю материал позволяет говорить о некоем творческом итоге. Три повести и около двух десятков рас сказов, представленных в этих книгах, не сут в себе, по выражению автора, «само бытный, единственный в своем роде мир — от детства и до глубокой старости». Ж ур налисты и геологи, шоферы и домохозяйки, инженеры и сторожа, лесоустроители и колхозники — люди нелегких судеб состав ляют в целом многогранный образ нашего современника. Узнаваемы и достоверны в произведениях А . Ероховца черты нашего времени с его тревогами и заботами, с его героями, деятельными, неспокойными, ищу щими. Но есть и еще один герой, зримо присутствующий почти на каждой страни це,— природа, родная земля, милый серд цу писателя сибирский край. Его суровая, сдержанная красота — не фон, не средство для своеобразной разрядки читательского ума, но именно тот ключ, который позво ляет разгадать причины несокрушимого духовного здоровья живущих в нем людей, их стойкости, их удивительной нравствен ной чистоты. Самые чистые, самые свежие краски кладет на полотна своих произведений А . Ероховец, когда взгляд его обращается к ней — прародительнице, матери, корми лице всего живого: «Овраг теперь был до верху набит рыхлым туманом. Между его берегами, как на реке, вздымались пуза тые белесые валы, скатываясь клубами, как по уступам, куда-то вниз, в сторону Чулы ма». («Поздний сенокос»), «Подлеском еще стоял в лесу рослый малинник с невыспев шей, задубелой от холодных дождей яго дой, но уже обильно падал с берез и оль хи первый лист, почти живехонький — зе леный, некоробленый. То и дело порывами набегал с севера шумливый ветер, начинал трясти ветви. Тогда так и сыпало сверху листом». («Отчая земля»). Однако самое основное богатство этого края — люди, с их неутолимой тягой к тру ду, с их вечным, как мир, стремлением к счастью, люди, не мыслящие своего суще ствования без любви — к Родине, к делу, к близкому человеку. Не просто доброты — щедрой родитель ской любви не хватает маленькой девочке со смешным прозвищем Сосулька, живу щей у отчима («Жила-была девочка»). В тяжкой физической работе, в жестоком единоборстве со стихией пытается заглу шить тоску по ушедшей любви старший из братьев Мокшиных («В осеннюю непо годь»), Любовь жены возрождает к жизни искалеченного фронтовика и помогает ему выстоять в нелегком испытании («Хочу ви деть тебя»). Сама жизнь в оассказах А . Ероховца мстит предавшим любовь, как мстит она поздним раскаянием жалкому прагматику Чугуеву («Знакомые места»), Петрову и Маре («Жена егеря»), некогда легкомысленно растоптавшим свое счастье. В настоящую трагедию превращается жизнь стареющей Антонины Павловны («Дождли вым вечером») и вдовца Горина («Ночной костер»), силою обстоятельств вырванных из круга любимых ими людей. Инстинктив но тянутся они к чужим радостям и сча стью, дабы снова ощутить на себе хотя бы отраженное тепло человеческой любви. Однако не только любовь движет поступ ками героев А . Ероховца. Лучшие из них — люди с обостренным чувством долга, му чительно ищущие себя и свое назначение в жизни, оценивающие ее не количеством благ, но числом пройденных дорог и чест но исполненных дел. Давным-давно, в детстве, представление о счастье у Славки Егорова связалось с выдуманными им страной Гулистан и голу бой айвой («Голубая айва»). Представление это по-детски наивно, навеяно прочитанной литературой, но это и неудивительно — Славка слишком молод. Он еще на пороге всего, в предчувствии всего. Но неутолимо в нем желание не мельчить, не жить, как живется, довольствуясь тем, что предлага ет ему судьба. Он хочет делать ее сам, познать себя в настоящем деле, а познав, исчерпать до донышка. Не все на жизненном пути Славки скла дывается гладко. Первые неудачи — отчис ление из университета и последовавшие за этим неустроенность и безденежье — над ламывают его, но оптимизм, присущий мо лодости, помогает выкарабкаться из всех передряг. В провинциальном городке, бу дучи принят на работу журналистом, он, вроде бы, обретает занятие по душе. Жизнь направляется в спокойное русло: почетная, хотя и хлопотная работа в газете, красивая девушка Света, которая любит его и, веро ятно, в конце концов станет женой. Но
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2