Сибирские огни № 06 - 1979

И все-таки следует заметить, что мате­ риалы, собранные под одной обложкой, далеко неравноценны. В упомянутой уже статье Д . 3. Жалсараева приводятся слова одного из критиков, который, довольно вы­ соко оценивая бурятскую поэзию, нашел в ней характерный для некоторых произве­ дений недостаток, определенный им как «арифметичность мышления». Во многих статьях сборника, даже в тех, где есть тонкие наблюдения, где выявля­ ются определенные, .порою весьма значи­ мые тенденции, нет-нет да натыкаешься на случаи «арифметичности мышления». Вот лишь несколько образцов такого рода кри­ тических замечаний. В статье В. Ц. Найда- кова упрек в некоторой «односторонности и однородности изображения жизни» в по­ вести К. Белкова неожиданно аргументи­ руется тем , что у писателя «из произведе­ ния в произведение переходят образы чо- керовщиков, шоферов, техноруков и т. д., что место действия, как правило, локали­ зировано в пределах небольшого лесопунк­ та...» Упрек в принципе не вызывает воз­ ражений, а вот аргументация сразу же рождает в голове читателя десятки произ­ ведений, где герои одной и той же про­ фессии и действие локализовано, а худо­ жественный результат — совсем иной. В статье А . С. Серебрякова «Раздумья о судьбах людских» воздается должное пи­ сателю В. Сергееву, который избежал в своем романе «Луна за облаком» «прямо­ линейности в трактовке многих образов, большое внимание уделил психологическо­ му обоснованию поступков». Но далее проскальзывает удивление критика, как это у преуспевающего на службе инжене­ ра не клеится семейная жизнь? «Невольно напрашивается вопрос,— итожит А . С . С е­ ребряков,— как могло случиться, что от хорошего человека вдруг уходит жена?». Немало интересных наблюдений о бур ят­ ской повести содержится в статье С . Т. За- бадаева «Вглядываясь в лица современни­ ков». Но и здесь не обходится без кри­ тических накладок. Конечно, возможны произведения, где интимные чувства герои­ ни приглушены, как в повести Ц. Галанова «Дулмадай». Но утверждать по отношению к героине повести, будто «она уверена, что любимый, как и она, должен быть погло­ щен делами бригады, иначе стоит ли его любить?» — значит упрощать и схематизи­ ровать этот образ. Тем очевиднее подобного рода критиче­ ские издержки, что многие статьи сборни­ ка затрагивают весьма серьезные теорети­ ческие проблемы и решаются они чаще всего на уровне современной литературно- критической мысли. В этой связи хочется еще раз упомянуть содержательную рабо­ ту Д . 3. Жалсараева, статью Ю . А . Сереб­ ряковой «О национальном и народном в бурятской литературе», очерк творчества поэта Доцдока Улзытуева «Мгновенное и вечное» Т. Н. Очировой и некоторые др у­ гие. Опираясь на солидные работы, создан­ ные в Бурятии, широко используя исследо­ вания, относящиеся к литературе народов СССР, Ю . А . Серебрякова приходит к убеждению, что национальное и народное в творчестве советских писателей выступа­ ет, как правило, в органическом единстве. Больше того, «чем мощнее художественное дарование писателя, тем убедительнее про­ слеживается эта нерасторжимая связь в его творчестве». Бесспорен и другой очень важный методологический вывод, к которо­ му приходит исследовательница: «Сегодня правомерно говорить о трм, что понятие «национального» в современной литерату­ ре бурятского народа приобретает новое, более емкое содержание, подчеркивающее не столько ее своеобразие, национально особенное, то есть отличное от других на­ циональных литератур советских народов, сколько ее сходство, единство с ними». Анализ поэзии Дондока Улзытуева в ста­ тье Т. Н. Очировой ведется именно с таких четких методологических позиций. Да, по­ этическое творчество Д . Улзытуева выра­ жало важнейшие особенности националь­ ного сознания родного народа. И именно поэтому оно сразу же переросло узкона­ циональные рамки. Хорошо выявляет кри­ тик своеобразное преломление народно­ поэтических традиций в поэзии Д . Улзы туе­ ва и вместе с этим его органическую связь с многонациональным миром советской поэзии. В последние годы все чаще говорят об органическом единстве литературоведения и критики. Пожалуй, одним из возможных вариантов такого единства й является уме­ ние применять в анализе конкретного про­ изведения серьезные методологические принципы. В этой связи следует особо выделить ра­ боту А . А . Белоусова «В семье единой». Историко-литературный материал. книги, причем почерпнутый, как правило, из пер­ вых рук, умело организован и служит прежде всего тому, чтобы разобраться я сегодняшнем литературном процессе, на­ щупать закономерности и перспективы его дальнейшего развития. Именно этому слу­ жат все статьи А . А . Белоусова, хотя из восьми статей книги лишь три посвящены русско-бурятским литературным взаимооб- щениям советской поры. Когда читаешь монографию К. Б. Соктое- вой «Судьбы народов Сибири в русской советской литературе», невольно думаешь: «Как многое из истории советской литера­ туры мы склонны забывать». Перечисление лишь некоторых имен писателей двадцатых годов, творчество которых так или иначе анализируется в книге, способно убедить в этом: П. Н. Черных-Якутский, Г. Г . Младое (Е. Кораблев), И. Гольдберг, Е. Ф . Иванов (Е. Филиппыч). А ведь автор монографического иссле­ дования 1 прослеживает интернациональную тему в русской литературе Сибири до се­ годняшнего дня. Нельзя не отметить, что иные страницы перенасыщены множеством имен, а это в свою очередь вредит глуби­ не и обстоятельности анализа. И все-таки .нельзя не согласиться с утверждением ав

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2