Сибирские огни № 06 - 1979
И все-таки следует заметить, что мате риалы, собранные под одной обложкой, далеко неравноценны. В упомянутой уже статье Д . 3. Жалсараева приводятся слова одного из критиков, который, довольно вы соко оценивая бурятскую поэзию, нашел в ней характерный для некоторых произве дений недостаток, определенный им как «арифметичность мышления». Во многих статьях сборника, даже в тех, где есть тонкие наблюдения, где выявля ются определенные, .порою весьма значи мые тенденции, нет-нет да натыкаешься на случаи «арифметичности мышления». Вот лишь несколько образцов такого рода кри тических замечаний. В статье В. Ц. Найда- кова упрек в некоторой «односторонности и однородности изображения жизни» в по вести К. Белкова неожиданно аргументи руется тем , что у писателя «из произведе ния в произведение переходят образы чо- керовщиков, шоферов, техноруков и т. д., что место действия, как правило, локали зировано в пределах небольшого лесопунк та...» Упрек в принципе не вызывает воз ражений, а вот аргументация сразу же рождает в голове читателя десятки произ ведений, где герои одной и той же про фессии и действие локализовано, а худо жественный результат — совсем иной. В статье А . С. Серебрякова «Раздумья о судьбах людских» воздается должное пи сателю В. Сергееву, который избежал в своем романе «Луна за облаком» «прямо линейности в трактовке многих образов, большое внимание уделил психологическо му обоснованию поступков». Но далее проскальзывает удивление критика, как это у преуспевающего на службе инжене ра не клеится семейная жизнь? «Невольно напрашивается вопрос,— итожит А . С . С е ребряков,— как могло случиться, что от хорошего человека вдруг уходит жена?». Немало интересных наблюдений о бур ят ской повести содержится в статье С . Т. За- бадаева «Вглядываясь в лица современни ков». Но и здесь не обходится без кри тических накладок. Конечно, возможны произведения, где интимные чувства герои ни приглушены, как в повести Ц. Галанова «Дулмадай». Но утверждать по отношению к героине повести, будто «она уверена, что любимый, как и она, должен быть погло щен делами бригады, иначе стоит ли его любить?» — значит упрощать и схематизи ровать этот образ. Тем очевиднее подобного рода критиче ские издержки, что многие статьи сборни ка затрагивают весьма серьезные теорети ческие проблемы и решаются они чаще всего на уровне современной литературно- критической мысли. В этой связи хочется еще раз упомянуть содержательную рабо ту Д . 3. Жалсараева, статью Ю . А . Сереб ряковой «О национальном и народном в бурятской литературе», очерк творчества поэта Доцдока Улзытуева «Мгновенное и вечное» Т. Н. Очировой и некоторые др у гие. Опираясь на солидные работы, создан ные в Бурятии, широко используя исследо вания, относящиеся к литературе народов СССР, Ю . А . Серебрякова приходит к убеждению, что национальное и народное в творчестве советских писателей выступа ет, как правило, в органическом единстве. Больше того, «чем мощнее художественное дарование писателя, тем убедительнее про слеживается эта нерасторжимая связь в его творчестве». Бесспорен и другой очень важный методологический вывод, к которо му приходит исследовательница: «Сегодня правомерно говорить о трм, что понятие «национального» в современной литерату ре бурятского народа приобретает новое, более емкое содержание, подчеркивающее не столько ее своеобразие, национально особенное, то есть отличное от других на циональных литератур советских народов, сколько ее сходство, единство с ними». Анализ поэзии Дондока Улзытуева в ста тье Т. Н. Очировой ведется именно с таких четких методологических позиций. Да, по этическое творчество Д . Улзытуева выра жало важнейшие особенности националь ного сознания родного народа. И именно поэтому оно сразу же переросло узкона циональные рамки. Хорошо выявляет кри тик своеобразное преломление народно поэтических традиций в поэзии Д . Улзы туе ва и вместе с этим его органическую связь с многонациональным миром советской поэзии. В последние годы все чаще говорят об органическом единстве литературоведения и критики. Пожалуй, одним из возможных вариантов такого единства й является уме ние применять в анализе конкретного про изведения серьезные методологические принципы. В этой связи следует особо выделить ра боту А . А . Белоусова «В семье единой». Историко-литературный материал. книги, причем почерпнутый, как правило, из пер вых рук, умело организован и служит прежде всего тому, чтобы разобраться я сегодняшнем литературном процессе, на щупать закономерности и перспективы его дальнейшего развития. Именно этому слу жат все статьи А . А . Белоусова, хотя из восьми статей книги лишь три посвящены русско-бурятским литературным взаимооб- щениям советской поры. Когда читаешь монографию К. Б. Соктое- вой «Судьбы народов Сибири в русской советской литературе», невольно думаешь: «Как многое из истории советской литера туры мы склонны забывать». Перечисление лишь некоторых имен писателей двадцатых годов, творчество которых так или иначе анализируется в книге, способно убедить в этом: П. Н. Черных-Якутский, Г. Г . Младое (Е. Кораблев), И. Гольдберг, Е. Ф . Иванов (Е. Филиппыч). А ведь автор монографического иссле дования 1 прослеживает интернациональную тему в русской литературе Сибири до се годняшнего дня. Нельзя не отметить, что иные страницы перенасыщены множеством имен, а это в свою очередь вредит глуби не и обстоятельности анализа. И все-таки .нельзя не согласиться с утверждением ав
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2