Сибирские огни № 06 - 1979
хочется жить, глядя на все это, сделать что- то доброе и полезное!» ...Литература не была для Виктора Чугу нова «приятным занятием», развлечением, которое позволял себе разносторонне ода ренный горный инженер в свободные от работы часы. Как для любого художника, писательство стало и для Чугунова тяжким, на износ, однако необходимым трудом . Этот труд не прекращался, по сути, никогда. Персонажи ненаписанных произведений роились в го лове, в воображении одна за другой «про игрывались» картины и сцены, которые тре бовали напряжения, нервов, изматывая его неимоверно. Виктор Александрович часто говорил родным, что и во сне продолжает писать. О том же читаем в его дневнике 1972 года: «Все герои и героини приходят по ночам. Я- их хорошо вижу, разговариваю с ними, слышу укоры и жалобы... Но по мочь им не могу, потому что от бессонни цы болит голова...» Нет, ни о чем он не жалел: писательство уже стало его главкой жизненной дтрастью. В другой раз Чугунов заметил в дневнике: «Писать хочется, чак курить... Если нет блокнота, нет и отдыха». Замыслы новых вещей рождались посто янно. Эти не оформившиеся и в основном не осуществленные замыслы говорят о Чу гунове не меньше, чем написанное им. Как во всяких набросках, здесь видится глав ное: мимолетный, первоначальный, точный, как внезапное прозрение, портрет челове ка и явления; существеннейшие особенно сти писательского таланта и особенности осмысления жизненных реалий. Из множе ства разбросанных по тетрадям Чугунова записей к будущим произведениям проци тирую несколько: «7/11-72. «Трамвай», рассказ. Люди вспо минают о прошлом. Им нравится вспоми нать прошлое, свое детство, юность. Наше детство и юность прошли на фоне дере венской жизни, с огородами, заборами, со баками, борами и речками Мы вспоминаем об этом, о патриархальной и лолупатриар- хальной обстановке. А вот некто М. вспо минает иное. Он вспоминает строительство трамвайной линии в городе, потому что его молодость во многом связана с трамваем и с этим строительством». «Женщина», рассказ. Она молодая, полю била отца своей подруги, стали мужем и женой; он постарел, она скучает, работа ет...» ...Работа и любовь — по Чугунову, это две неизбежных, «на все времена», темы искус ства. Работа и любовь — это была и главная тема его собственного творчестза. И он сознавал это. Сквозь призму «работы и любви» Чугунов видел и историю человече ства, и его будущие дали. Из дневника — 29 января 1972 года: «Любовь и работа, работа и любовь — это прошлое, настоящее и будущее. Каким будет труд через 200 лет? Как будет счаст лив Тургенев 2272 года, который опишет восторженную,, мучительную и сладостную любовь к труду!» ...Одна из главных и сокровенных мыслей Чугунова последних лет — это мысль о па мяти как о главной достоянии человека, помогающем ему сохранять себя на доро гах времени и нести дальше то, что было выстрадано людьми. «Бери и помни»,— назвал он свой послед ний, незавершенный роман. О шахтерской династии Зыковых. О жизни поселка шахте ров, которые переселяются в новые, благо устроенные дома. Трудно преодолевать инерцию бытия: уходить от хозяйства, ого родов, соседей, с которыми в течение деся тилетий жили одной большой семьей. Еще труднее преодолевать инерцию чувств, мыслей. Старая, много раз использованная писателями коллизия освещена у Чугунова подлиной жизнью, единственными ее дета лями. В набросках к роману «Бери и помни» есть анкета, на которую отвечает главная героиня. В ответах ясно слышится голос са мого Чугунова. «— ...Ваше отношение к современности? — В любое время надо работать и ве рить, что завтра будет лучше. — Сколько лет вам хотелось бы прожить? — Все». Он беспрестанно боролся с нехваткой времени. Росли на столе стопки черновиков, перебивали один другой замыслы, хоте лось прочитать многие книги... Бросить ра боту горного Инженера? Вопрос этот вста вал часто. Но Чугунов неизменно отвечал на него отрицательно. Ему казалось: если порвать с шахтой, уйдет из-под ног почва, на которой он вырастал в писателя. И тог да Чугунов пытался выработать для себя жесткое расписание, уйти от сутолоки, суе ты... Дневники сохранили эти его мысли; 9 января 72 года: «Чтобы написать дель ное, надо не только уметь жить чувствами, других и мыслить по-своему, надо знать, Знание — это единственная всемогущая си ла. Но как и когда овладевать знаниями, $сли дни проходят в мелочных заботах и делах? Оттого застой, от неверия и незна ния. А все, между прочим, спрашивают: «Что новенького написал?» Будто это так обыденно и легко, как спросить: «Сколько заработал?» Даже отец спрашивает... А мне бы время... Больше мне ниче-с не надо». В рассказах Чугунова начала 70-х годов мы знакомимся с новым героем. Появле ние его отразило и движение всей нашей литературы, и движение конкретного писа тельского сознания. Кто он, этот герой? Если сказать корот ко,— это человек, пытающийся оторваться от быта и поразмыслить о вечном. В ма леньком провинциальном городке он ощу щает себя почти Спинозой. Он немного смешон. Он страдает, чувствуя насмешки окружающих, и гордо поднимает голову. Функция этого героя в рассказе и состоит в основном в том, что он думает; развитие произведения — это прежде всего разви тие, движение человеческой мысли.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2