Сибирские огни № 06 - 1979
зываЮтся у Чугунова старые, банальные ситуации пошлого, «с бородой», анекдота: муж изменил жене, жена выбрала в любов ники друга мужа... К любви герои Чугунова неизменно идут, ломая себя. Через одиночество, душевные муки проходит учительница Людмила Пет ровна из «Междуреченской новеллы». Она любит друга своего мужа. Она сама не раз произнесет слово «предательство» — ведь муж служит в армии. Но любовь оказывает ся не только мукой, но и счастьем, и неиз бежностью, и непременным нравственным правилом. И читатель забывает про анек дот... все новых и новых своих героев Виктор Чугунов проводит через это традицонное в русской литературе испытание — любо вью. В любви человек выявляет себя до конца, открывает свой нравственный потен циал. Вагон поезда, ночное купе соединяют не надолго инженера лесхоза Емельянова и журналистку Нину Васильевну. Герои рас сказа «Темный бор, тайга густая» расстают ся, но не могут забыть друг друга, не вы- держивают разлуки. Емельянов приезжает в Москву, находит ее в шумной столичной редакции, бродит с ней по. улицам, потом идет домой к Нине Васильевне и знакомит7 с я с ее мужем. Он остается здесь ночевать, ночью в его комнату приходит любимая... Ситуация только изначально напоминает «Даму с собачкой». Мало чем похожа на Анну Сергеевну героиня; для нее встреча с Емельяновым — лишь заманчивое , приклюг чение с «лесным человеком». Герой рас сказа понимает: «его ожидает мучительная и жалкая страстишка сегодня, завтра, мо жет быть, год-другой, и — ничего больше». И он уезжает назад, в тайгу. Уезжает, по тому что не может лгать. Не может предать любовь. Однако неожиданна и примечательна концовка рассказа. Вернувшись в тайгу, уйдя с головой в дела, Емельянов тоскует, не находит себе места, начинает оправды вать Нину Васильевну и придумывает пред логи вновь поехать в Москву. Так возникает у Чугунова мысль о свя тости любой любви — первой, жданной и — случайной, вдруг пересекшей твою судьбу; верной и неверной; тем более — счастли вой и'несчастной... Почему же однако «любовный треуголь ник» в произведениях Чугунова столь часто оказывается треугольником трагическим? Почему, рассказывая о любви, писатель го ворит не только о празднике ее зарожде ния, но и о буднях, порой не очень краси вых? Здесь не может быть сомнений. Такой Чугунов видел жизнь. С возмущением и обидой он пишет в дневнике: «Обыватели прочитали «Рубиновь.й материк» и осужда ют, ссылаясь на то, что развращаю моло дежь, Глупая несправедливость». Писатель смеялся над тем, как сентимен тально и слащаво показывают любовь в ины* книгах. Он слишком уважал это чувст во, чтобы прибегать к гриму. Он помнил о том, как в русской литературе писали о любви Пушкин, Лермонтов, Толстой, Добто- евский, Чехов. И многократно перечитывал бунинские «Темные аллеи». Одну из своих статей (а он, кроме рас сказов и повестей, писал и статьи) Виктор Чугунов назвал, вспомнив любимого им Па устовского,— «Томительный воздух скита ний». «Воздух скитаний» волновал и его, но волновал по-особому. Чугунов хорошо по нимал парадокс путешествий: отправляясь в незнакомые края, человек открывает не только новые города и новых людей, но и собственную душу. «Я люблю дальние по ездки,— заметил он однажды,— не только за то, что можно что-то увидеть, но и за то, что во время них хорошо думается». Наверное, оттого в своих путевых очерках Чугунов часто иронизировал над индуст рией туризма— над дежурными штампами рекламных проспектов, чад стереотипными объяснениями экскурсоводов. Эта грустная ирония, порою даже граничащая с сарказ мом, неожиданно соединяется в заметках Чугунова с лирическими размышлениями о вечном и странном движении человеческих судеб, движении времени. В таком непривычном сочленении рожда ется в очерке самое интересное, привлека тельное для читателя — образ автора. Так, например, в иное качество переходит язви тельная зарисовка, сделанная Чугуновым в Абхазии. Он наблюдает за экскурсантами, которые «карабкались вверх по склону и... смотрели на море». Слышит, как «пожилой человек в фуражке», показывая «прутом на синюю гладь», монотонно и полувнятно го ворит: «— Сколько чудес и горя видели эти во ды? Они качали мужественных греков на их суденышках — триерах... Отсюда, где мы с вами стоим, было видно, как тонули в море турки, персы, англосаксы, немцы и францу зы. В этом тихом синем и славном море.:.» Но рядом с экскурсантами, которые «осматривали кусты самшита», надеясь уви деть «остатки римских маяков», читатель видит молодого человека, как бы остано вившегося посреди исторического времени. В самом деле чувствующего присутствие других, ушедших народов. Задумавшегося: «Мы всегда чего-то ждем от знакомства с неизвестным краем, что-то пытаемся оты скать для себя и других, похожее на откро вение или чудо. Что? Трудно ответить одно значно. Многое. Наверное, в каждом из нас сидит Магеллан...» И вот уже нет торопливой зарисовки, снимка с натуры. Есть хорошая, по-настоя щему лирическая проза и в то же время — дневник Виктора Чугунова. Запечатлены мгновения одной человеческой жизни, за печатлены в их единственности, неповтори мости. Писатель «вырывает у времени» мельчайшие, навсегда исчезающие потом подробности бытия. Ощущение этой невоз вратности — уже в самой структуре текста, даже его ритме «...Я слышу шум знамени того субтропического дождя,— говорит Виктор Чугунов,— вдыхаю аромат олеанд ров, насаженных хозяйкой под окнами до ма. Когда редеет белая полоса дождя, я вижу множество огней старой Гагры... Как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2