Сибирские огни № 06 - 1979
Многое откроется нам в этом рассказе, если вспомнить: он написан в середине 60-х годов. В литературе уже доживали свои последние дни «звездные мальчики», уже становилась явственной «блеск и нищета» молодежной, «исповедальной» прозы. Уже было очевидным и другое: проза эта в са мом деле отразила время, но отразила по- своему причудливо — она во многом искус ственно сконструировала героя. « В рассказе «Полметра до катастрофы» содержится страстная, даже злая полемика с молодежной прозой. Полемика убеди тельная: главный аргумент Чугунова, как мы еще увидим, живая человеческая жизнь... А то, что этот спор был сознателен, дока зывает документ из архива Чугунова — не опубликованная рецензия на повесть В. Шугаева «Бегу и возвращаюсь ), написан ная в качестве контрольной работы студен та Литинститута. Автор ее задумывается над однообразным потоком книг-блиэнецов «о молодежи и для молодежи». Он иронизи рует над героями — «стандартными, если не скандальными», «с бородами и без бо род, с твистами и ча-ча-ча, с чужими и свои ми женами, громкими, но инфантильными»... Чугунов не идеализирует повесть Шугаева. Но как ценно для рецензента то, что по весть эта «проста, жизненна». В ней «нет придуманных велеричивых концепций, нет «блестящих современников», в труде по знающих жизнь. Есть сама жизнь, далекая, восточная, в кирзовых сапогах, но не «ле чащая», а сама требующая лечения». Рассказ «Полметра до катастрофы» и вы строен как противопоставление двух жиз ненных сф ер : жизни подлинной, в грубых кирзовых сапогах, и жизни мнимой — из красивой книжки. Мир, в котором существует герой рас сказа Володя Сергеев, удивительно напоми нает микроклимат молодежной прозы. Во лодю отправили в Сибирь по распределе нию; здесь он элегически вспоминает то, что ушло для него в прошлое: «Мне вспомнился техникум. Борька Са зонов — улыбочка. Он растил рыжую боро ду, купил желтый свитер, форсил — мать моя родная! Или Славка Роджерс — гигант, морской волк. А Фазалов? Это же ум! Библиотека! А Юнка? Красивая, как Венера! Если бы ее направили на международный фести валь молодежи и студентов, она бы при везла корону самой красивой девушки мира». Чугунов «воскрешает» молодежную про зу, придерживаясь ее эстетики — точно, кажется, ничего не утрируя. То, что для автора пародия, для героя — реальность. Сейчас герой, как и положено ему, «вхо дит в жизнь». Жизнь, естественно, полна трудностей. Где-то далеко-далеко желтые свитера, «девочки из сказки». А здесь «только тайга и небо. Баня, сегодня муж ская, завтра женская»... Чугунов ставит героя в типичные «пред лагаемые обстоятельства» молодежной про зы. И сразу выявляет легковесность, со циальную и психологическую неправду такой позиции. А х, как было бы просто, если бы все не совершенства бытия свелись к тому, что на шему мальчику приходится топать по грязи и петь свои песенки в бараке-ресторане. Трудность в том, что герой потерял «мир, в котором... когда-то жил, который нравил ся мне и который делал меня счастливым». Герой растерян. По роли ему полагается «преодолевать трудности»: но как их пре одолевать, если оказалось: в реальном ми ре «нет ни одного порядочного человека». Крушение? Да, крушение! Чугунов по следовательно проводит Володю Сергеева через все круги «ада», которым теперь представляется восторженному юноше дей ствительность. Писатель не упускает ни од ной детали этого «приобщения» к жизни. Не прибегает он и к спасительному сюжет ному повороту, когда конфликт может легко и просто разрешить «справедливый начальник» или «добрый старший друг». Кажется, он хорошо помнит тот горький упрек, который в черновике сам вложил в уста одному из героев: «У теперешних пи сателей все одно и то же, что ни возьми: сначала будто правда, а под конец обяза тельно приукрасят... Зачем читать...» Автор строг в своем утверждении жиз ненной и художественной правды. У чита теля же возникает вопрос: неужто и в са мом деле жизнь так беспросветно темна, а окружавшие героя рассказа люди столь по головно плохи? Как ни странно, чтобы ответить на этот вопрос, надо задуматься не о мироощуще нии, но о мастерстве писателя — о приемах его психологического реализма, его путях к художественному постижению действи тельности. Рассказ «Полметра до катастрофы» — это тот нередкий в литературе случай, когда нельзя отождествлять автора и героя. Да же если перед нами главный герой и автор относится к нему с явной симпатией. Чугунов любит своего Володю Сергеева, нб не может не признать: он из тех геро ев, «которые воинственно прыгают перед стеной жизни, бьют себя в грудь, разлива ются эмоциональными внутренними Моно логами, или... плачут, когда у них отняли любимых, или хамят, но не подымутся на эту стену, подставив лестницу, и не достро ят ее из нового, современного материала». Прозаик написал это в упомянутой рецен зии на книгу В. Шугаева. Но точнее о ге рое «Полметра до катастрофы» не скажешь. В самом же рассказе есть эпизод: Володя Сергеев во сне бьет своего обидчика. И одерживает победу. Только во сне... Об этом рассказано и с приглушенной, сдер жанной жалостью к герою , и с язвительной улыбкой. Как всякое мастерство, мастерство писа теля сложно; часто оно складывается из отступления от обычных художественных приемов. Один из критиков, доброжела тельно и серьезно отнесшийся к творчест ву Чугунова, упрекнул писателя в том, что образ Лебедева, главного врага Володи, остался в рассказе непрописанным, нерас крытым. Это так. Но это тем не менбе нё повод для упрека — скорее повод для
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2