Сибирские огни № 06 - 1979
Поэт единодушен со своим героем в от ношении к лежачим камням, в постоянной жажде действия. Поступки и мечты героя обусловлены его биографией. Кондрашин— человек послевоенной эпохи, обретавший зрелость в пятидесятые-шестидесятые го ды : в детдоме, во время службы на под водной лодке, в больнице после аварии. Этим героем преодолен внутренний конф ликт, его характер сложился и закалился в испытаниях физических и нравственных, и убеждения, которыми руководствуется Кондрашин в своих поступках, во взаимо отношениях с людьми, непоколебимы. Такая цельность героя особенно дорога поэту, но это вносит и некоторую облег- ченность в развитие лирического сюжета. Не потому ли Евтушенко приходится услож нять композицию, раздвигая «таежные» главы и вводя между ними отступление- воспоминание о беседе с английским изда телем для того, чтобы обозначить между народный, всемирный характер лежачих камней. Однако переключение планов, рас ширение границ повествования кажется искусственным, лишь суммарно увеличива ющим один из ключевых образов, но в ху дожественном отношении ничего' принци пиально не изменяющим. И верное оружие поэта, которым он умело владеет,— публи цистичность— используется здесь далеко не в полную силу, хотя призвано поразить грозные и опасные цели: «Лежачим камнем трагедия Ольстера сейчас у Британии на груди... на горле моих товарищей в Чили — лежачим камнем фашистский режим». Вот по каким целям открывает огонь поэт, но получается так, что он лишь наме тил эти цели и, не «пристрелявшись», пере ключается на другое, на то, что не требует специального объяснения: «Об этом за ботьтесь, и, кстати, о вечности, и о невеч ном шаре земном. А наши лежачие камни отечественные — наша забота. Мы их ско вырнем». В образно-смысловом ряду по эмы эта поверхностная публицистичность попросту не нужна. Подобного рода пуб лицистичность вводится Евтушенко как спо соб разрешения конфликта, вводится в об щую систему доказательств его главной мысли, но ведь доказывается-то самооче видное, так как обозначенный в поэме конфликт разрешен самой историей,— у ко го из современных читателей возникнет сомнение в обреченности лежачих камней! Сила поэмы (и всей поэзии Евтушенко) не в изображении подобных конфликтов. Автор «Просеки» обретает власть над чи тателями благодаря эмоциональной емко сти своего произведения в целом, масштаб ности главной мысли, которая заметно выделяет поэму на фоне многочисленных зарисовок и стихотворных репортажей о БАМе. Максималист по складу характера, темпераменту, по типу поэтического даро вания, Евтушенко не избегает конкретности изображения, более того, он удивительно чутко улавливает жизненные подробности и мастерски вводит их в поэтический кон текст. Но он именно максималист, рвущий ся «в завтра, вперед». Главное для него — воссоздание атмосферы стройки, атмосфе ры эпохи. И потомки, вероятно, обратятся к его поэме как к документу эпохи, как к подлинно поэтическому свидетельству тру довой героики БАМа. Евтушенко^максималист, при всем его внимании к повседневности, к заботам се годняшним, устремлен в будущее, создает свои стихи во имя будущего и масштабом этого будущего, с его высоты, измеряет увиденное. С такой позиции оценивает он и стройку века, ее людей, работающих во имя счастья человечества и потому душев но близких поэту. Без натяжки, органично перерастает у Евтушенко личное «Я» в мно голикое и единое «Мы», от имени которого поэт говорит с потомками — наследниками славы бамовцев: «Не забудьте, потомки, что, строя дорогу, мы сами стали дорогой для вас». Символика образа Дороги выявлена ав тором «Просеки» с предельно возможной полнотой, но вместе с тем этот образ и очень конкретен, представлен в его, так сказать, обыденном, обиходном смысле. Такое взаимодействие частного и «много мерного» в художественной системе Евту шенко замечено давно. Это, действительно, существенная черта его поэтики, способст вующая воплощению масштабных мыслей, злободневных и вместе с тем не ограни ченных временем, которое эти мысли по родило. Не всегда безупречна стилистиче ски реализация таких мыслей, но эмоцио нальная напряженность их выражения, способствующая установлению душевных контактов с читателями, несомненна. В «Просеке» нет концовки, нет развязки в обычном ее понимании. На высоком взле те чувства поэт оставляет читателя, приоб щая к собственному переживанию-откры тию: «С нас многое спросится эпохой и вечностью. Мы — первая просека человече ства». Такой взлет чувств помогает осмыс лить и масштабы изображенного в поэме, и глубинный смысл ее названия. «Просека» — поэма монологическая, ис поведальная. Вместе с тем — это страстная речь, обращенная к единомышленникам, проповедь, в которой утверждается символ веры поэта. Вобрав в себя наиболее суще ственные признаки поэтики Евтушенко, его мирочувствия, «Просека», при всем том, что в ней очевидны частные художествен ные неточности, воспринимается как наи более значительное поэтическое произве дение о БАМе из всего того, что пока опуб ликовано. Итоги подводить рано. Можно лишь сказать, что обращение к БАМу — плодо творный путь, сулящий удачи всей совет ской поэзии, которая историей своей дока зала верность теме труда, трудового геро изма. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2