Сибирские огни № 06 - 1979
И я н е н а в и ж у в с ю ж и з н ь бюрократов, воюю, хотя м н е не все по плечу, но, ненависть к э т и м з а м ш е л ь ц а м не спрятав, прятать л ю б в и к стране не хочу. В н ей м а л о родиться и голос у т р о б н ы й в ы д а т ь за голос г л у б и н н ы х корней. П уоть н а зывает Р о д и н у — Р о д и н о й л и ш ь тот, кто д у ховно р одился в ней. Я видел н е м а л о трусливого, злого. Н о в е р ю не злу, а л ю д с к о м у добру. Я этой стране о т д а ю м о е слово. За эту страну я без слова умру. Монологичность и художественная цело стность «Просеки» в значительной мере обеспечены наличием и развитием в ней ключевых образов. Вся поэма строится словно на смысловом каркасе, на понятиях: вера — ложь; лежачий кам ень— трос, сдви гающий его с места. Основа лирического сюжета поэмы — противопоставление веры и лжи, замшелости лежачего камня и ак тивного действия, их противоборство во имя прогресса. Безусловно, выразителен образ лежачего камня. Головотяпство на стройке оборачи вается тем, что «машина канет лежачим камнем... Как эти камни в стране учесть!». Поэтому результатом размышлений о на циональных традициях, о главных качествах национального характера (а этим размыш лениям отведена вся третья глава «Просе ки») становится у поэта утверждение: «Мы сбросим груз камней лежачих, обломов щину обломав». И в «Просеке» Евтушенко верен с е б е— откровенен и бескомпромис сен. Обличительный пафос его стиха рож ден верой в добро, ненавистью ко лжи, замшелости, и этот пафос тем сильнее, что он основывается на убеждении в силе ра бочего человека: «Но крепче камней лежа чих рабочая крупная кость! Сильнее болот стоячих веселая русская злость. Пусть в грохоте, скрежете, дыме рабочие все по вторят свое могучее имя — слово «Проле тариат». Сказано это страстно и вырази тельно, с той оправданной декларативно стью, лозунговостью , которая всегда от личала боевую политическую поэзию и необходимость которой доказана самой жизнью. Нагнетание метафор, развертывание ме тафоры — ключевого образа — постоянный прием у Евтушенко, творчески восприня тый им у Маяковского. В «Просеке» мета форическое осмысление лежачего камня и троса, с помощью которого рабочие руки сдвигают, срывают этот камень, становится стержнем лирического сюжета, способом утверждения высокой поэтической веры и способом изображения конкретного дейст вия-работы строителей БАМа. Это дает воз можность ощутить эпохальный масштаб ра боты, сделанной наследниками тех, благо даря кому «как будто лежачий камень, за трясся Зимний дворец»,— потому так пате тичен лирический, монолог о строителях Байкало-Амурской магистрали: К о н д р а ш и н с к и й трос — на пределе, но в н е м в одно спл е т е н ы п р я д и крестьянской кудели с п р я д я м и седины. В н е м •— п у ш к и н с к и х терниев л а в р ы и р ж а в ь декабристских оков, матросские л е нточки с л а в ы — с л я м к а м и бурлаков. К а к в ы его не тяните, не разорвется трос. В н е м — красного з н а м е н и нити, и н и т и к р о в и и слез. Из множества строителей Евтушенко вы деляет одного — Кондрашина. Обобщен ность этого образа очевидна и вполне оправдана, хотя индивидуализация харак тера этого героя выполнена не в полную меру поэтических возможностей автора «Просеки», а рассказ о его «добамовской» судьбе попросту банален и неинтересен. Но вывод художника о характере героя: «В нем рожалось чувство цели. Оно влекло его вперед» — логично подготовлен упоми нанием об интересе Кондрашина к отече ственной истории, о том, что «веков раз розненные звенья соединил его инстинкт». И здесь найдены не самые точные слова, не самые выразительные образы, но суть характера, логика характера обозначены точно: У м е л он в рельсах Братска видеть красногвардейские ш т ы к и , и в А н г а р е п омог он в ы п л ы т ь Ч а п а ю из Урал-реки. П р о й д я т р ясину опасенья. что правда в ы р о д и т с я в ложь, он в с о ц и а л ь н ы х потрясеньях увидел п р а в е д н у ю м ощь. И п о т о м у так полно п р а в н о - его толкал на м я т е ж и п о д м е н д в и ж е н ь я — то есть п р а в д ы — с ы р ы м и п р о л е ж н я м и лжи. Выбор такого героя обусловлен главной мыслью поэмы. И если поэт говорит о сво ем герое: «Он смотрит в душу мне в упор» — то, вероятно, считает необходи мым подчеркнуть интеллектуальную силу, духовный потенциал рабочего человека. Не случайно одна из самых больших глав поэ мы посвящена Кондрашину-историку. Поэт пишет о современном рабочем, строителе БАМа, выстрадавшем идею Дороги и осу ществляющем свою мечту. Этот герой по нятен и близок поэту как своего рода его «второе Я» — не случайно он избран для утверждения главной мысли, заявленной в поэме. Кондрашин прокладывает дорогу, просеку, руководя работой и подавая при мер в труде, постоянно постигая философ ский смысл и историческое значение этого труда. Кондрашин судьбою своей вопло щает идею веры, ее жизненную силу. Но, быть может, еще существеннее для поэта то, что герой вобрал в себя историю род ной страны: «Историк» — дали е м у к л и ч к у и вполушутку, и всерьез. Всерьез он к л и ч к и этой стоит. В н е м — глубина з е м н ы х корней. Тот, кто истори я,— историк, а не к о р м я щ и й с я п р и ней.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2